Канакина. 4 класс. Учебник №1, Проверь себя с. 78


  • 1

Канакина. 4 класс. Учебник №1, Проверь себя с. 78



1. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.

Урок-конференция
«Что мы узнали о словах русского языка»

Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз —
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас, —
Означено словами.

Тема «Устаревшие и новые слова»

Среди устаревших слов выделяются две группы: историзмы и архаизмы.
Историзмы - это слова, которые обозначают прежние, не существующие сейчас понятия (латы, кокошник, повойник, кольчуга, боярин).
Архаизмы - это устаревшие синонимы современных слов, называющие те понятия, признаки, действия, которые и сейчас существуют, но обозначаются новыми словами (выя – шея, раменá – плечи, челó – лоб, глаголить – говорить).

Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление. Например, в конце XIX — начале XX в., до появления трамвая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами.

Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Например, в древнерусском языке было слово выя. Со временем в этом значении стало употребляться слово шея, а слово выя перестало употребляться. Подобные устаревшие слова (предмет остаётся, а слово устаревает) называют архаизмами.

У историзмов в современном русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть; например, сейчас мы говорим глаз, а в древнерусском языке в этом значении употреблялось слово око.

В художественных произведениях устаревшие слова используются, если повествование идет о прошлом. Историзмы и архаизмы помогают писателю создать колорит той эпохи, о которой он рассказывает.

Послушайте четверостишие

На гостье был наряд простой:
Покрытый синею китайкой
Шушун, кокошник золотой
И сарафан.

— Скажите, так в чём же была одета гостья?

Китайка — сорт гладкой хлопчатобумажной ткани.
Шушун — вид женской одежды вроде кофты или телогрейки.
Кокошник — старинный русский женский головной убор в виде разукрашенного щитка над головой.

В Словаре Далязначение слова кокошник предположительно связано со словом кокошь – наседка, курица. Кокошники были разных форм – высокие и низкие. Кокошники носили вплоть до 20 века. И сегодня кокошник можно увидеть не только в музеях, но и на женщинах, выступающих с народными песнями, бережно хранящих наследие матерей и бабушек.

Сарафан – одно из самых древних слов. Оно было заимствовано из тюркских языков, где сарапа – «почётная одежда». В старину этим словом называли мужской длинный кафтан. Но постепенно с этим словом стали связывать женскую крестьянскую одежду, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами. Это стало приметой русской жизни, русского стиля.




Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения.

Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами:
Лоджия, компьютер, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер, айфон, андроид.

Прочитайте выписанные слова. Почему их можно считать неологизмами?
Составьте с одним из неологизмов предложение.

Интернет – глобальная компьютерная сеть.
Менеджер – специалист по управлению производством.
Модем – устройство для передачи цифровой информации.
Без модема нельзя выйти в интернет.
Хакер – специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников 

2. Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей.

упр. 183 с. 97 - 1б

Лесник, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.

  • Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.

Лес/ник, крас/н/ый, лес/н/ой, полос/к/а.

3. Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.

Ключ (4 б., 4 зв.), вьюга (5 б., 5 зв.), съезд (5 б., 5 зв.), мяч (3 б., 3 зв.).

4. Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.

Разделительный мягкий знак (ь)

Раздельный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука - согласный звук [й’] и последующий гласный звук:

семья - семь[й’á], колье - коль[й’э́],
ружьё - ружь[й’ó], вьюнок - вь[й’у]нóк,
соловьи - соловь[й’и], судья - судь[й’á].

Раздельный мягкий знак (ь) - это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют. 

Раздельный мягкий знак (ь), как и мягкий знак - показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.

5. Прочитайте.

   н.          гл.       числ.       сущ.       мест.    гл.
Ночью  пришёл  первый заморозок3.  Он  надышал3
  сущ.    пр.   сущ. пр.сущ. с. мест.   гл.          гл.
холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал
   прил.        сущ.    сущ.         гл.      пр.   сущ.
зернистым3 инеем крыши, захрустел под ногами.

К. Паустовский

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Заморозок3 — сущ. (что). Н. ф. — заморозок. Неодуш., нариц., м. р., в И. п., в ед. ч. Подлеж. 

Надышал3 — гл. (что сделал?). Н. ф. — надышать. В прош. вр., в ед. ч., в м. р., в 3-м л. Сказ.

Зернистым3 — прил. (каким?). Н. ф. —  зернистый. В м. р., в ед. ч., в И. п. Втор. чл.

← Предыдущее Следующее →

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 4 класс

Канакина. 4 класс. Учебник №1, Проверь себя с. 78
4.1 (81.1%) от 345 голосующих

1 Comment

Артём

Октябрь 24, 2019 г. в 17:07

Отлично!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Оставить комментарий

Перед публикацией комментария ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением

Поиск