Амазонка
Дарующая жизнь
Бассейн реки Амазонки занимает почти 40% Южной Америки. Это самый огромный речной бассейн в мире. Большая часть его принадлежит Бразилии, юго-западные и западные районы — Колумбии, Эквадору, Перу и Боливии. У реки два истока — Мараньон и Укаяли, берущие начало в Андах. Собирая в себя воды тысячи притоков, Амазонка впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту.
В старицах и заливах многочисленных рукавов Амазонки на глади воды лежат огромные "сковороды" листьев самой большой кувшинки на свете — виктории амазонской (Victoria Regia). Листья достигают 2 м в диаметре и могут выдержать вес в 10 кг.
Сладкое море
Первым европейцем, обнаружившим устье Амазонки в 1500 г., был испанский мореплаватель Висенте Яньес Пинсон, первооткрывателль земель, ныне входящих в Бразилию. Он назвал реку Рио-Санта-Мария-дель-Мар-Дульче, что впоследствии сократилось до Мур-Дульче, буквально означающее "сладкое море", и это неудивительно: 20% всей пресной воды, поступающей в Мировой океан, дайт Амазонка, что, однако, Пинсону в те времена было неведомо. Настоящим первооткрывателем Амазонки стал Франсиско де Орельяна, офицер из отряда конкистадоров Гонсало Писарро, который со второй попытки, предпринятой в декабре 1541 г. с целью завоевания новых земель во имя короля Испании, прошёл 600 км на корабле вниз по реке Напо до места её впадания в крупную реку в районе современного Икитоса, а потом последовал по этой реке, ныне известной как Амазонка, 1200 км и достиг 3 июня 1542 г. места её слияния с Риу-Негру (около современного Манауса). Именно здесь конкистадорам довелось столкнуться с племенем воинственных индейцев, которых Орельяна, утомлённый длительным путешествием, мог принять за женщин из-за длинных волос и яркой раскраски, хотя не исключено, что женщины среди нападающих тоже были. Позже Орельяна рассказал об инциденте Карлу V, и тот, помятуя о древнегреческих воительницах, окрестил реку Амазонкой. Но тогда для членов экспедиции она была великой рекой, Мар-Дульче, а ещё Рекой Корицы, поскольку Орельяна запреметил на её берегах деревья, родственные коричным. Экспедиция продолжила свой путь до самого устья, преодолела приливную волну и вышла в океан. Таким образом, Амазонка в основном своём течении оказалась судоходной, а экспедиция Орельяна — одной из самых успешных и невероятных в истории географических открытий.
Второй спуск по Амазонке осуществил Лопе де Агирре, другой неистовый испанский конскистадор. А вот первый подъём от устья Амазонки до Напо, затем вверх до Кито, а после этого спуск тем же путём обратно совершил в 1637-1647 гг. португалец Педру Тейшейра, который привлёк к экспедиции почти две тысячи туземцев и негров для перевозки на каноэ продовольствия, боеприпасов и бартерных товаров. С тех пор на берегах притоков Амазонки стали образовываться торговые и миссионерские поселения. К середине XIX века население бассейна реки Амазонки достигало 300 000 человек, 2/3 из которых составляли европейцы и рабы.
В 1850-е с лёгкой руки императора Бразилии Педро II на Амазонке началась навигация, первые пароходы стали совершать регулярные рейсы между Манаусом и Табатингой и между Парой (нынешним Беленом — в устье реки) и Манаусом. Пароходные компании множились, малые суда начали бороздить многие притоки Амазонки. В 1867 г. правительство Бразилии под давлением других морских держав и государств верхнего бассейна Амазонки открыло реку для всех флагов, но с определёнными ограничениями. На рубеже ХХ в. бассейн Амазонки стал крупным поставщиком каучука, какао-бобов, бразильского ореха и множества других экзотических товаров на экспорт.
Великая река
Величие Амазонки не вызывает сомнений, а вот её величина до сих пор является предметом споров.
До недавнего времени Нил считался самой длинной рекой мира, каковым и продолжает значиться в большинстве учебников. Однако Амазонке мало славы самой полноводной и могучей реки — по результатам последних исследований она стала длиннее Нила, правда далеко не все учёные с этим соглашаются. Вопрос в том, какую из двух рек — Мараньон или Укаяли считать главным источником Амазонки. Если Мараньон, то длина Амазонки будет не более 6500 км, а если считать от Апачеты — истока Укаяли, то длина великой реки вырастает более чем до 7000 км.
От слияния Мараньона и Укаяли юго-западнее перуанского г. Икитоса начинается истинная Амазонка, которая в Бразилии, тем не менее, до самого Манауса носит имя Солимойнос. Жёлто-песочные воды Солимойноса в районе Манауса сливаются с чёрно-прозрачными водами Риу-Негру и текут бок о бок на расстоянии 6 км не смешиваясь — двухцветным потоком.
В некоторых местах русло Амазонки разделяется на два основных течения с внутренними и боковыми рукавами и образует сложную переплетающуюся систему природных каналов, разрезающих на многочисленные острова плоскую сушу, нигде не возвышающуюся более чем на 5 м над уровнем воды. Наклон русла в плоской долине Амазонки всего 1 см на 1 км, и получается, что река движется фактически только благодаря притокам, "толкающим" воду. По той же причине в сезон дождей она может разлиться больше чем на 100 км в ширину. Амазонка выбрасывает в Атлантику около 20 000 м3/с (в сезон дождей эта цифра возрастает до 300 тыс.), опресняя океан в радиусе 500 км.
Река судоходна практически на всём своём протяжении. До Манауса из Атлантики доходят океанские суда, до Икитоса и выше — все остальные.
Величина дельты Амазонки тоже вызывает споры из-за географического своеобразия района. Если реку Пара считать рукавом устья Амазонки, то дельта Амазонки вырастает до 330 км и включает в себя остров Маражо — самый большой в мире остров (величина с Данию), окружённый пресными водами. Если же считать Пару продолжением реки Токантис, то ширина устья Амазонки до острова Маражо составит около 180 км, что тоже немало.
Знаменитые джунгли Амазонки занимают почти всю площадь её бассейна. Это самый крупный массив тропических лесов мира, который по праву называют "зелёными лёгкими" планеты, ведь деревья производят треть кислорода в атмосфере Земли. Увы, между Манаусом и устьем Амазонки джунгли потеряли девственный вид, поскольку люди уже сделали предостаточно для их опустошения. И наступление цивилизации, нарушающее экологическое равновесие этой системы, продолжается.