Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. 7 класс. Учебник №1, упр. 24, с. 14 – 15
24. Прочитайте. С какой целью автор поделился с читателями своими мыслями о мёде? Озаглавьте текст, составьте план. Устно перескажите текст.
Заполярный мёд
Сейчас на столе у меня в хрустальных вазочках под электрическими лампочками играет отсветами это душистое, сладкое, ароматное и целебное вещество, известное человеку очень давно. Но привезено оно к нам из такого места, где пчёл никогда не было, — из тундры. Этот мёд1 создан не только одними пчёлами, но ещё и усилиями людей, устроивших нашу русскую родную пчёлку заокских лугов на работу в Заполярье.
На севере, за Полярным кругом, бывает, являются цветы1 целыми горами: стоит гора вся белая — это морошка и черника цветёт. А то, бывает, стоит в июле гора вся розовая — это начал цвести иван-чай, а то рябина, то багульник, герань и мало ли что! И подумать только, в каждом цветке нектара здесь в два, три раза больше, чем у нас, и каждый цветок ждал пчелу, а пчёлы за полярным кругом не водились.
Тем и привлекательно то, что не в убыток природе мы открыли заполярный мёд, что миллионы пудов мёда только затем и были в цветах, чтобы привлечь к себе для опыления пчелу, а пчёл-то и не было, и мы их привезли.
Есть вещи на свете, первоначальные в своём добре и всем1 понятные, соединяющие в себе природу и человека древним союзом, и среди этих вещей — хлеб. Но только надо быть очень голодным, чтобы в хлебе чувствовать солнце, и нам легче это видеть на веществе мёда.
(По М. Пришвину)
Автор поделился своими мыслями, чтобы подчеркнуть тесную взаимосвязь человека с природой.
Примерный план:
1. Необычный мёд.
2. Цветы Заполярья.
3. Переселение пчёл.
4. Древний союз природы и человека.
мёд1 [м’от]
мёд — 1 слог
м [м] — согл., сонорн. непарн., твёрд. парн. [м’]
ё [о] — гласн., ударн.
д [т] — согл., глух. парн. [д], твёрд. парн. [т’]
3 б., 3 зв.
цветы1 [цв’иты]
цве-ты — 2 слога
ц [ц] — согл., глух. непарн., твёрд. непарн.
в [в’] — согл., звонк. парн. [ф], мягк. парн. [в]
е [и] — гласн., безуд.
т [т] — согл., глух. парн. [д], твёрд. парн. [т’]
ы [ы] — гласн., ударн.
5 б., 5 зв.
всем1 [фс’эм]
всем — 1 слог
в [ф] — согл., глух. парн. [в], твёрд. парн. [ф’]
с [с’] — согл., глух. парн. [з], мягк. парн. [с]
е [э] — гласн., ударн.
м [м] — согл., сонорн. непарн., твёрд. парн. [м’]
4 б., 4 зв.
← Предыдущее | Следующее → |