Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. 7 класс. Учебник №1, упр. 33, с. 18 – 19
33. Прочитайте выразительно текст. Какова его основная мысль? Озаглавьте текст. Выпишите сначала самостоятельные части речи, имеющие пропуски и скобки, затем служебные части речи, заключённые в скобки, вместе с самостоятельными словами.
• Назовите виды орфограмм на месте скобок.
Гроза
Чёрная туча совсем надвинулась, и стали видны уже не зарницы, а молнии, освещавшие весь двор и разрушающийся дом с отломанными крыльцами, и гром послышался уже над головой. Все птицы притихли, но зато зашелестели листья...
Долетела одна капля, другая, забарабанило по лопухам, железу крыши, и ярко вспыхнул весь воздух; всё затихло, и не успел Нехлюдов сосчитать три, как страшно треснуло что-то над самой головой и раскатилось по небу...
Дождик шёл уже ливнем и стекал с крыш, журча, в кадушку; молния реже освещала двор и дом.
(Л. Толстой)
Основная мысль: мощная сила природы.
Самостоятельные части речи:
чёрная — гласный в корне после шипящих;
зарницы — гласный в корне с чередованием;
освещавшие (свет), зашелестели (шелест) — проверяемый безударный гласный в корне;
с крыш (мн. ч. Р.п.) — существительное не 3-го скл.
Служебные части речи:
не_спел — не с глаголами;
над_самой, по_небу — раздельное написание предлогов с другими словами.
← Предыдущее | Следующее → |