Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. 7 класс. Учебник №1, упр. 49, с. 23
49. Откройте цветную вклейку и рассмотрите картину А. Грицая «Летний сад», написанную в 1955 году. Следом за картиной помещена совместная фотография Летнего сада в Санкт-Петербурге.
Напишите о своих впечатлениях от картины другу. Расскажите об истории Летнего сада, его названии, упоминании о нём в литературе. Посещали ли вы Летний сад? Сравните картину с фотографией и сделайте вывод, насколько точно художник передал красоту этого парка.

Привет, Максим. Я смотрю на чудесную картину А. Грицая «Летний сад» и хочу рассказать тебе о своих впечатлениях.
Рассмотрев картину А. Грицая «Летний сад», меня моментально окутывает ощущение прохладного, но мягкого осеннего дня, прекрасно переданного художником. Это явно ранняя осень, запечатлённая в своей самой лирической фазе. Цветовая палитра картины поражает: доминируют приглушённые, но тёплые оттенки жёлтого и золотистого в листве деревьев на дальнем плане и левой стороне, в то время как трава на переднем плане сохраняет остатки летней зелени, но уже тронутой лёгкой желтизной. Небо над головой — молочно-голубое, почти белёсое, пропускает сквозь себя рассеянный свет, который равномерно освещает сцену, без резких теней.
Особое внимание привлекают стволы деревьев. На правой стороне они кажутся особенно тёмными, почти чёрными, с мощной, графичной текстурой коры, словно выхваченные из полумрака. Их ветви уже значительно поредели, сквозь них просвечивает бледное небо, а на некоторых ещё цепляются последние, пожухлые листья. Это создаёт ощущение уязвимости и перемен, присущее именно этому времени года. Скульптуры на левой стороне, выполненные в светлых тонах, выступают из фона, добавляя классической строгости и напоминания об истории этого места. Их фигуры кажутся несколько размытыми, нечёткими, что лишь усиливает атмосферу мечты и воспоминаний.
Композиция картины уводит взгляд вглубь аллеи, по центру, создавая перспективу и ощущение простора. Эта дорожка, усыпанная опавшими листьями, выглядит не парадной, а скорее уютной и обжитой. На дальнем плане, почти неразличимая, виднеется одинокая фигура, которая лишь подчёркивает уединённость и тишину этого осеннего пейзажа. Картина дышит спокойствием и ностальгией, приглашая к неспешной прогулке и размышлениям.
Теперь, сравнивая картину с тем, как выглядит фотография Летнего сада, можно выделить несколько важных моментов. Фотография демонстрирует высокую степень детализации и резкости. Каждая линия, каждый цвет переданы максимально точно, без художественных обобщений. На фотографии мы видим чёткие контуры скульптур, яркие цвета листвы и ясное небо. Она зафиксирует момент объективно, без личностной интерпретации.
В отличие от фотографии, Грицай не просто копирует. Он интерпретирует реальность, делая акцент на атмосфере и настроении. Он сознательно использует более мягкие мазки, которые придают изображению живописность и воздушность. Он подчёркивает ощущение прохлады и влажности воздуха, но при этом сохраняет теплоту золота осенней листвы. Если фотография показывает, как выглядит Летний сад в ясный день, то картина Грицая передаёт, как он ощущается — его поэзию, тишину и задумчивую красоту.
Грицай с потрясающей точностью передал не просто внешний вид, а внутреннюю суть и особую атмосферу Летнего сада ранней осенью. Он не стремился к фотореалистичной документации, а сумел уловить и выразить эмоциональный ландшафт этого места. Красота парка на его полотне раскрывается через игру света, цветов и форм, создавая глубокое лирическое произведение, которое заставляет зрителя не просто смотреть, но и чувствовать. Художник показал, что истинная красота парка кроется в его способности вызывать чувства и воспоминания, а не только в его архитектурных формах.
Кстати, заодно я углубился в историю самого Летнего сада, это оказалось очень круто! Оказывается, его основал ещё Пётр I в начале XVIII века, как свою летнюю резиденцию. Он лично участвовал в его проектировании, вдохновляясь европейскими образцами. А назвали его "Летним" именно потому, что он предназначался для летних прогулок и приёмов, в отличие от зимнего дворца.
И представляешь, сколько раз он упоминался в литературе! Вся классика просто пронизана этим местом. Я сразу вспомнил Пушкина с его "Евгением Онегиным" – там же целые описания прогулок по нему!" и Анну Ахматову, которая так тонко писала о его атмосфере. Это место – настоящий символ Петербурга.
А ты был когда-нибудь в Летнем саду? Я вот был там пару лет назад! Больше всего запомнились эти старые липовые аллеи и, конечно, знаменитая решётка – она и правда потрясающая. Там особая атмосфера, дышишь историей!
Летний сад упоминается в романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина:
Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Саду посвящено стихотворение Анны Ахматовой «Летний сад» (1959 года):
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И всё перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
Самуил Маршак писал о Летнем саде:
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад — Онегина глава.
…
А там ещё живёт петровский век
В углу между Фонтанкой и Невою…
Четверостишье Петра Вяземского о Летнем саде:
Железо, покорясь влиянию огня,
Здесь лёгкостью дивит в прозрачности ограды,
За коей прячется и смотрит сад прохлады.
Полтавская рука сей разводила сад!
| ← Предыдущее | Следующее → |
