Гласные звуки
Ответы к стр. 39 - 48
Упражнение 82, с. 39
82. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.
Не будет скуки, коли заняты руки.
- Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
Смысл пословицы: тебе некогда будет скучать, если будешь занят делом.
Упражнение 83, с. 39
83. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы и числа.
В русском языке гласных звуков 6.
Звуки можно обозначить так: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки:
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю,я.
Упражнение 84, с. 39
84. Рассмотрите рисунки. Подпишите под рисунками названия предметов.
Яблоко, арбуз, лимон.
- Подчеркните слово, которое начинается с гласного звука.
Упражнение 85, с. 40
85. Произнесите слова. Послушайте их звучание.
1. Клён, мост, лён: [о].
2. Мел, кекс, эх: [э].
3. Крюк, куст, трюм: [у].
4. Мяч, сад, ряд: [а].
- Какой гласный звук вы услышали в словах каждой группы слов? Укажите эти звуки в квадратных скобках.
Упражнение 86, с. 40
86. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
я, а, о, ё
Шля́па, лётчик, кáрта, моря́к, пóле.
Ёжик, óслик, я́стреб, áист.
Упражнение 87, с. 40
87. Прочитайте. Нарисуйте к стихотворению картинку.
Я сегодня нарисую
Зиму, снежную такую.
Лес, дорога -
Всё в снегу.
Чёрный ворон на стогу.
С. Козлов
- Объясните написание выделенных букв.
- Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены звуки [й’а] и [й’у]
Упражнение 88, с. 41
88. Прочитайте. Какое правило вам напомнило это стихотворение? Запишите выделенные слова без скобок.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Гóры, трáвы, мóре, дéло!
Вот теперь напишем смело!
Н. Бетенькова
Правило о правописании слов с безударным гласным звуком в корне.
Горá, травá, моря́, делá.
Упражнение 89, с. 41
89. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, а, о, е
рекá - рéчка бéрег - берегá
моря́к - мóре письмó - пи́сьма
дождь - дожди́ грач - грачи́
стрижи́ - стриж нóжик - ножи́
- Подчеркните в каждой паре слов проверочное слово.
- Соедините линией одинаковые буквы, обозначающие гласные гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов.
Упражнение 90, с. 42
90. Прочитайте. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
щёки - щекá мяч - мячи́
зёрна - зернó лист - листы́
сёстры - сестрá шкаф - шкафы́
звёзды - звездá хлеб - хлебá
- Запишите по образцу. Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слов.
Упражнение 91, с. 42
91. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
(ветвь) ветви́стый (крик) крикли́вый
(глаз) глазнóй (сóсны) соснóвый
(хóлод) холóдный (вóздух) воздýшный
(вéчер) вечéрний (даль) далёкий
- Запишите по образцу. На какой вопрос отвечают проверочные слова? проверяемые слова?
Проверочные слова отвечают на вопрос что? Проверяемые - какой?
Упражнение 92, с. 43
92. Прочитайте. Распространите каждое предложение подходящим по смыслу словом из упр. 91. Впишите эти слова.
Дул холодный ветер.
Шумел сосновый лес.
Летел воздушный шар.
- Подчеркните в предложениях главные члены.
Упражнение 93, с. 43
93. Прочитайте выразительно.
Над рекой - Береги его,
родной уголок, не гаси,
А в окне - От него светлей
золотой огонёк. на Руси.
П. Синявский
- О чём самом главном хотел сказать автор?
Автор говорит о том, что каждый должен беречь свою семью, своих родных, родные места. От этого станет мир лучше и светлей.
- Объясните написание выделенных орфограмм.
Проверяемый безударный гласный в корне слова: рекой (рéки), родной (рóдненький), окне (óкна), золотой (зóлото), береги (берéчь), светлей (свет). Подбираем проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
Непроверяемый безударный гласный в корне слова: золотой. Надо запомнить.
Имя собственное: (на) Руси. Пишем с заглавной буквы.
- Спишите стихотворение.
Упражнение 94, с. 44
94. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
(пли́тка) плитá (сáдик) сады́
(гóрка) горá (хóлмик) холмы́
(свéчка) свечá (двóрик) дворы́
(спинкá) спинá (цвéтик) цветы́
- Запишите по образцу.
Упражнение 95, с. 44
95. Прочитайте.
1. Осенью над рекой туман. 2. На скале стоял горный козёл. 3. На дворе играют котята. 4. Лесник охраняет наши леса. 5. В норе живёт лиса.
- Выполните одно из заданий:
а) подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы;
Лесни́к охраня́ет наши лесá.
б) выпишите из предложений три слова с безударным гласным в корне. Перед каждым словом запишите проверочное.
(Рéки) рекóй, (скáлы) (на) скалé, (кóзлик) козёл, (лес) лесни́к.
Упражнение 96, с. 45
96. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке. Обозначьте в словах ударение.
Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной, хвосточек льняной.
Сквозь полотнó проходит,
Конец себе находит.
Отгадка: иголка с ниткой. Иголка стальная, нитка льняная, игла проходит сквозь ткань, пока нитка не заканчивается.
- Выпишите из загадки три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне, перед каждым словом запишите проверочное.
(Нос) носóчек, (хвост) хвостóчек, (зóлото) золотáя, (сталь) стальнóй.
Упражнение 97, с. 45
97. Прочитайте. Обозначьте ударение.
что делает? хвáлит - что делать? хвали́ть
что делает? кóрмит - что делать? корми́ть
что cделает? спи́шет - что сделать?списáть
что делает? дéржит - что делать? держáть
что делает? лéчит - что делать? лечи́ть
что делает? смóтрит - что делать? смотрéть
что cделает? скáжет - что сделать? сказáть
что делает? дáрит - что делать? дари́ть
- Впишите в слова пропущенные буквы в ударных слогах, затем в безударных. Соедините линией буквы, обозначающие гласные звуки, в ударном и безударном слогах в каждой паре слов.
- Поставьте вопрос к каждому слову. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что делает?
Упражнение 98, с 46
98. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, е, о, я, а
Ширóкие поля́, леснáя тропá, стальнóе кольцó, морскáя волнá, грачи́ное гнездó, полевóй цветóк, соснóвые лесá, цветнóй ковёр, ядови́тые грибы́.
- Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запишите его.
Берегите сосновые леса!
Упражнение 99, с. 46
99. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.
Утро в деревне
На рассвете прокричал петух. Надя проснулась. Девочка посмотрела в окно. По улице деревни шёл пастушóк. Мальчик играл на дудочке. За ним шли коровы. На лугу их ждёт сочная трава, а на озере - холодная водичка.
- Подчеркните в первом предложении главные члены.
Упражнение 100, с. 47
100. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Впишите пропущенные буквы.
О? А? | Е? И? |
поля́нка (пóле), малыши́ (мáленький), далекó (даль), площáдка (плóщадь), колéчко (кóльца), трави́нка (трáвы), скворéц (сквóрушка), полéзный (пóльза) | смельчáк (смéлый), ширинá (ши́ре), дерéвья (дéрево), верши́на (вéрхний), линéйка (ли́ния), семенá (сéмечко), силáч (си́ла), смешнóй (смех) |
- Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Упражнение 101, с. 47
101. Прочитайте. Отгадайте загадки. Впишите пропущенные буквы и слова-отгадки.
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит над горой.
(Берёза)
Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)
Упражнение 102, с. 47
102. Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним (слово, близкое по значению). Запишите его.
дети - ребята
школьник - ученик
путь - дорога
узор - рисунок
Упражнение 103, с. 48
103. Прочитайте пары однокоренных слов. Вставьте пропущенные буквы.
рис/ýнок - рис/овáть (надо запомнить)
рос/á- рос/и́нка (рóсы)
свист/óк - свист/éть (свист/)
снеги́р/ь - снегир/ёк (снег)
сор/и́нка - сор/и́ть (сор/)
сáхар/ - сáхар/ница (надо запомнить)
вéтер/ - ветер/óк (надо запомнить)
погóд/а - погóд/ка (надо запомнить)
- В каких словах написание пропущенных букв надо запомнить, а в каких можно проверить? Подберите к ним проверочные слова.
- Выделите корень в однокоренных словах.
Упражнение 104, с. 48
104. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные буквы и слова.
1. На яблоне растут яблоки. 2. Гвоздь забивают молотком. 3. Квакает лягушка, ворона каркает, а собака лает. 4. На лесной полянке созрела земляника. 5. Малина - ягодный кустарник. Сентябрь - осенний месяц.
← Предыдущая | Следующая → |