Канакина. 4 класс. Проверь себя с. 41
1. Составьте сообщение на тему «Что я знаю о знаках препинания в предложении с однородными членами, в сложном предложении, в предложении с прямой речью после слов автора».
Знаки препинания в предложении с однородными членами ставятся в соответствии с правилами пунктуации. Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора помогают передать речь говорящего и обозначить границы между авторским текстом и прямой речью.
Однородные члены предложения связаны между собой перечислительной интонацией и отделяются друг от друга запятой.
Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится.
Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.
Между однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая.
Части сложного предложения связаны по смыслу и могут быть соединены или интонацией (без союзов); или интонацией и союзами и, а, но. Части сложного предложения разделяются запятой.
В предложениях с прямой речью после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, а прямая речь заключается в кавычки.
2. Прочитайте. Где пропущены запятые?
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей...
Л. Толстой
- Объясните, какую «работу» должны выполнить пропущенные запятые.
Была тихая погода, весь народ был на палубе. (части сложного предложения разделяются запятой)
Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. (запятая разделяет однородные члены предложения)
- Спишите. Ставьте, где нужно, запятые.
- Дайте характеристику каждому предложению: предложение сложное или простое, есть ли однородные члены.
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. (простое с однородными сказуемыми)
Была тихая погода, весь народ был на палубе. (сложное)
Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. (простое с однородными сказуемыми)
Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. (простое с однородными второстепенными членами)
3. Прочитайте. Какой недочёт есть в каждой паре предложений? Как его устранить с помощью однородных членов предложения?
1. Ива склонилась над рекой. Ива опустила ветви в воду.
2. Осень была поздняя. Осень была холодная.
В каждой паре предложений есть речевой повтор (ива; осень была), что портит текст.
Ива склонилась над рекой, опустила ветви в воду.
Осень была поздняя и холодная.
4. Прочитайте. Определите основную мысль текста.
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».
Л. Толстой
Основная мысль текста заключается в том, что для ребёнка его мама всегда самая лучшая.
- Докажите, что в тексте только два предложения с прямой речью после слов автора.
В этом тексте только два предложения с прямой речью после слов автора:
1. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?»
2. А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».
Первое предложение содержит слова автора: «Народ спрашивает у неё».
Второе предложение начинается со слов автора: «А девочка сквозь слёзы говорит».
- Объясните расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.
В предложениях с прямой речью после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, а прямая речь заключается в кавычки.
- Спишите последнее предложение. Проверьте себя.
«Моя мама та, что лучше всех».
← Предыдущее | Следующее → |
Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.
2 комментария
Ученик
Июнь 6, 2018 г. в 01:23Спасибо
Alelew
Сентябрь 29, 2020 г. в 16:13Крута супер супер