Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, Контрольные вопросы и задания, с. 134
Контрольные вопросы и задания.
1. Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?
Словообразование — это раздел лингвистики, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.
2. По какому признаку среди сложных слов мы выделяем сложносокращённые слова?
Сложное слово, состоящее из сокращённых основ слова, называется сложносокращённым.
3. По каким признакам вы различаете, когда в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -рос-, -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор- надо писать безударную гласную а и когда — безударную гласную о?
В безударном корне -лаг-/-лож- перед г пишется а, перед ж — о. Исключение: полог.
В корне -раст-, -ращ-/-рос- пишется а перед последующим сочетанием ст, а также перед щ, в остальных случаях — о. Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.
В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс -а-, и буква о, если этого суффикса нет.
В корне с чередованием -гор- — -гар- в безударном положении пишется буква о.
В корне -зар-/-зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — а. Исключения: зорянка, зоревать.
4. Как различить на письме гласные в приставках пре- и при-? Чем объясняется, что правило об их правописании охватывает не все слова с этими приставками?
Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и (это приставка при-).
Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (это приставка пре-).
Привинтить (присоед.). Прескверный (= очень). Преграда (перегородить).
← Предыдущее | Следующее → |