Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 222, с. 111
222. Прочитайте текст. Составьте его план. По плану воспроизведите содержание текста.
Однажды словарь однокоренных слов пригласил к себе в гости слова: Копейку, Колесо, Лопату... сказав при этом, что они могут прийти со своими родственниками.
Как же был озадачен Словарь однокоренных слов, когда увидел, что Копейка пришла с Копьём, Колесо — с Кольчугой, Лопата — с Лопухом... Он не знал, почему Копейка и Копьё, Лопата и Лопух, Колесо и Кольчуга родственники, и попросил их рассказать ему об этом. Вот что рассказали слова.
К о п е й к а. Я произошла от слова копьё, а не от слова копить, как думают некоторые. На одной из первых русских монет был изображён всадник с копьём. Копьё является моим отцом-батюшкой.
К о л е с о. Кольчуга — моя сестра. В старину слово коло значило колесо, круг. Старинное снаряжение кольчуга — это рубашка из металлических колец для защиты от ударов меча, копья. Произошла кольчуга от слова кольцо. У нас с ней одинаковые корни. Вот почему мы родственники.
Л о п а т а. Лопух — мой брат. У нас один родитель существовавшее в старину лоп — плоское расширение, лист. От него я, Лопата, образовалась с помощью суффикса -ат, а Лопух — с помощью суффикса -ух.
(И. М. Подгаецкая)
Родство данных слов является историческим фактом. В современном языке у каждого из этих слов своё родовое гнездо.
План:
1. Приглашение в гости.
2. Необычные родственники.
3. Копьё — отец-батюшка Копейки.
4. Кольчуга — сестра Колеса.
5. Лопух — брат Лопаты.
← Предыдущее | Следующее → |