Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 309, с. 145 – 146
309. Прочитайте и озаглавьте текст. Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по видам вставленных орфограмм, одновременно обозначая графически условия их выбора.
Запах родной земли
Саше шесть лет. Отец ведёт его за руку через распаханное поле. Саша часто спотыкается‚ ему тяжело идти по отвалам. Последние разгулявшиеся ласточки бесшумно вверх-вниз перечёркивают красный закат, тонущий за лесами.
По полю ползает трактор, ровно стучит мотором, покашливая, выбрасывает из трубы мутновато-лиловый дымок. Время от времени слышен скрежет подвернувшегося под лемех* булыжника. Из-под растопыренной железной пятерни плуга густыми ручьями течёт земля. Отвалы её тускло лоснятся на закате.
Отец остановился, нагнулся и полной пригоршней забрал землю, поднёс к лицу. Трактор с деловитостью втянувшегося в работу труженика, попыхивая, удалялся.
— Чуешь, пахнет? – произнёс отец.
Саша тоже схватил горсть, поднёс к носу. Но земля пахла землёй.
Через подобревший голос, через непривычно мягкое лицо отца шестилетний Саша почувствовал тогда смутную благодарность к земле. Как драгоценность, держал её, горсть влажных крошек, по-отцовски. Бережливо мял, нюхал. Земля пахла землёй.
(В. Тендряков)
Проверяемые безударные гласные:
Приставки на -з/-с:
Безударные окончания глаголов:
Гласные о/ё после шипящих:
Непроверяемые безударные гласные, согласные в корнях слов:
Буква Е в суффиксе -ен- у слов на -мя:
Гласные и согласные в приставках:
Разделительный ь:
Приставки при-/пре-:
← Предыдущее | Следующее → |