Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 66, с. 31 – 32
66. Прочитайте. Какое настроение вызывает это стихотворение? Какие глаголы использовал поэт при описании костра, пламени, дыма? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания в первом четверостишии. Назовите сложные предложения. Составьте схему третьего предложения.
• Объясните выбор выделенных орфограмм.
Костёр
Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пылает костёр.
Пышет пламя в лицо; тёплый дым на ветру развевается,
Затянул весь лесной косогор3.
Лес гудит1 на горе, низко гнутся берёзы ветвистые3,
Меж стволами качается тень.
Блеском, шумом листвы наполняет леса золотистые
Этот солнечный ветреный день.
(И. Бунин.)
Орфограммы:
сильней (сила), веселей (весёлый), трещит (треск), на ветру (ветер), развевается (веет), затянул (тянет), косогор (косо), на горе (горы), ветвистые (ветви), наполняет (полный) — проверяемый безударный гласный в корне;
разгорается, гнутся, качается — -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах;
пылает, пышет, — безударное окончание глагола.
гудит1 — [гуд’ит] 2 слога.
гу-дит
г — [г] — согл., звонк. парн., твёрд. парн.
у — [у] — гласн., безуд.
д — [д’] — согл., звонк.. парн., мягк. парн.
и — [и] — гласн., ударн.
т — [т] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
5 б., 5 зв.
косогор3 (косогор) — сущ., нариц., неодуш., м. р.,
––––––––
2-го скл., И. п., ед. ч.
ветвистые3 (ветвистый) — прил., в полн. ф., И. п.,
~~~~~~~~
мн. ч.
Спокойное и умиротворенное настроение вызывает это стихотворение. Поэт рисует погожий день ранней осени.
Глаголы: разгорается, трещит, и пылает, пышет, развевается, затянул.
Сложные предложения:
Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается, и трещит, и пылает костёр.
Пышет пламя в лицо; тёплый дым на ветру развевается, затянул весь лесной косогор.
Лес гудит на горе, низко гнутся берёзы ветвистые, меж стволами качается тень.
Схема предложения
Лес гудит на горе, низко гнутся берёзы ветвистые, меж стволами качается тень:
← Предыдущее | Следующее → |