Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №2, упр. 578, с. 115
578. Составьте и запишите с глаголами белеть — белить, чернеть — чернить, синеть — синить словосочетания или предложения. В словосочетаниях отметьте главное слово, в предложениях подчеркните главные члены. Над переходными глаголами напишите пер.
Склоны Этны начинали белеть на рассвете.
пер. пер.
Сегодня мы будем белить и окапывать яблони в саду.
х х пер.
белеть на востоке; белить потолок;
Небо уже начало чернеть.
пер.
Молва не должна чернить его репутацию.
х х пер.
стал чернеть; чернить брови;
Вдали начали синеть верхушки далёких гор.
пер.
Мама будет синить и гладить бельё.
х х пер.
синеть вдали, синить джинсы.
Комментарии.
Глаголы II спряжения (белить, чернить, синить) проявили переходность: белить (что?) потолок, чернить (что?) сталь, синить (что?) бельё.
Эти же глаголы могут проявлять непереходность: белить (чем?) мелом, чернить (чем?) краской, синить (в чём?) в тазу.
Глаголы I спряжения (белеть, чернеть, синеть) являются непереходными, не могут иметь при себе прямого дополнения.
Но переходность/непереходность не зависит от спряжения прогонять (кого?) муху — глагол I спряжения; прогнать (кого?) муху — глагол II спряжения.
← Предыдущее | Следующее → |