Русский язык. 11 класс. Рыбченкова Л.М. упр. 370, с. 180
ГДЗ 11 класс (все предметы) → Русский язык. Учебник. Рыбченкова → упр. 360 → упр. 361 → упр. 362 → упр. 363 → упр. 364 → упр. 365 → упр. 366 → упр. 367 → упр. 368 → упр. 369 → упр. 371 → упр. 372 → упр. 373 → упр. 374 → упр. 375 → упр. 376 → упр. 377 → упр. 378 → упр. 379 → упр. 380
370. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите вид и способ связи придаточных в сложноподчинённом предложении. Начертите схемы предложений.
1) 1Очевидно, 2что Савельич передо мною был прав и 3что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (А. С. Пушкин)
(Оба придаточных – изъяснительные; вид связи — однородное соподчинение)
[=], (что – = ) и (что – =).
2) 1Я знал, 2что есть прекрасные стихи и не догадывался, 3каковы они и 4зачем они мне здесь нужны. (А. И. Приставкин)
(Вторая часть сложного предложения ("и не догадывался, каковы они и зачем они мне здесь нужны") — однородное соподчинение. Если же говорить о предложении в целом, то это сложносочинённое предложение с однородным соподчинением во второй его части.)
[– =, (что = –) и =], (каковы –) и (зачем – =).
3) 1Я сразу же заметил, 2что в нём кипит и рвётся наружу какое-то большое внутреннее счастье и 3что ему хочется видеть вокруг себя всех людей также счастливыми. (А. И. Куприн)
(Оба придаточных – изъяснительные; вид связи — однородное соподчинение)
4) 1Я точно знаю, 2что человек, избивающий или мучающий собаку, – отпетый негодяй, даже если собака его за это простила. (К. Г. Паустовский)
(Придаточное 1 ((знаю что?) "что человек, избивающий или мучающий собаку, – отпетый негодяй") – изъяснительное; придаточное 2 ((несмотря на что?) "даже если собака его за это простила" — придаточное уступки; вид связи — неоднородное (параллельное) подчинение).
[– =], (что —, |~~~~|, - =), (если – =).
5) 1И всем казалось, 2что радость будет, 3что в тихой заводи все корабли, 4что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели. (А. А. Блок)
(Все 3 придаточных — изъяснительные, соединяются бессоюзной связью; вид связи — однородное соподчинение)
[=], (что – =), (что –), (что – =).
6) 1Всегда, 2когда видите преступление, обман, лицемерие, 1делайте так, 3как подсказывает и приказывает совесть. (В. А. Сухомлинский)
(Придаточное 1 ("когда видите преступление, обман, лицемерие") — придаточное времени; придаточное 2 ("как подсказывает и приказывает совесть") — придаточное образа действия. Способ связи придаточных— параллельное (неоднородное) подчинение, так как оба придаточных относятся к главному предложению, но отвечают на разные вопросы и выражают разные значения).
[–·–, (когда = О, О, О), = так ], (как = и = –).
7) 1Сидя на краю обрыва, Николай и Ольга видели, 2как заходило солнце, 3как небо, золотое и багровое, отражалось в реке, в окнах храма и во всём воздухе, нежном, покойном, невыразимо чистом, 4какого никогда не бывает в Москве. (А. П. Чехов)
Придаточное 1 ((видели что?) "как заходило солнце") — изъяснительное; придаточное 2 ("как небо, золотое и багровое, отражалось в реке, в окнах храма и во всём воздухе, нежном, покойном, невыразимо чистом") — изъяснительное; придаточное 3 ("какого никогда не бывает в Москве") — определительное. Способ связи придаточных: Здесь сочетаются однородное соподчинение и последовательное подчинение.
[|–·–·–| — и — =], (как = —), (как — =), (какого =).
8) 1Кто к кому вчера ходил за солью, 2кто у кого занимал до выпечки ковригу хлеба, 1в маленькой деревне знают все. (В. Г. Распутин)
Оба придаточных – изъяснительные. Способ связи придаточных — однородное соподчинение.
9) 1Похоже было на то, 2что сейчас вот войдёт Манюся, обнимет его одной рукой за шею и скажет, 3что подали к крыльцу верховых лошадей или шарабан, и спросит, 4что ей надеть, 5чтобы не замёрзнуть. (А. П. Чехов)
Придаточное 1 (что сейчас вот войдёт Манюся, обнимет его одной рукой за шею и скажет) — изъяснительное; придаточное 2 (что подали к крыльцу верховых лошадей или шарабан) — изъяснительное; придаточное 3 (что ей надеть) — изъяснительное; придаточное 4 (чтобы не замёрзнуть) — обстоятельственное цели. В этом предложении используется комбинированное подчинение, сочетающее последовательное и однородное соподчинение.
[=], (что = –, = и =, (что = и =), (что =), (чтобы =).
10) 1Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, 2которым дорожит по своим профессиональным склонностям, 1и видит, 3что в этом коллективе господствуют совестливые отношения, 4он заставляет себя придерживаться уровня этих отношений. (Ф. А. Искандер)
Придаточное 1 ((при каком условии заставляет?) Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив) — придаточное условия; придаточное 2 ((коллектив какой?) которым дорожит по своим профессиональным склонностям) — определительное; придаточное 3 (что в этом коллективе господствуют совестливые отношения) — изъяснительное. Здесь мы имеем дело с комбинированным подчинением, сочетающим параллельное (неоднородное) подчинение и последовательное подчинение.
(Если – = , (которым =), и =), (что = –), [–=].
11) 1Я возвращалась из Тбилиси, 2где театр, 3в котором я работала, 2был на гастролях. (Л. Е. Улицкая)
Придаточное 1 (где театр... был на гастролях) — придаточное места; придаточное 2 (в котором я работала) — придаточное определительное. Здесь наблюдается последовательное подчинение.
[– =], (где –, (в котором – =), =).
12) 1Следя за полётом его мысли, я впервые догадался, 2что поэзия не существует сама но себе и 3что, 4если она не стремится выразить, запечатлеть жизнь, 3никому не нужен даже самый искусный набор рифмованных строк. (В. А. Каверин)
Придаточное 1 (что поэзия не существует сама но себе) — изъяснительное; придаточное 2 (что никому не нужен даже самый искусный набор рифмованных строк) — изъяснительное; придаточное 3 ((не нужен при каком условии?) "если она не стремится выразить, запечатлеть жизнь") — придаточное условия. В этом предложении используется комбинированное подчинение, сочетающее однородное соподчинение и последовательное подчинение.
[|–·–·–|, – =], (что – =) и (что, (если –=, =), = –).
| ← Предыдущее | Следующее → |
ГДЗ. Ответы по русскому языку. 11 класс. Учебник. Рыбченкова Л.М, Александрова О.М.
