Русский язык. 11 класс. Рыбченкова Л.М. упр. 376, с. 183

  • 0

Русский язык. 11 класс. Рыбченкова Л.М. упр. 376, с. 183



ГДЗ 11 класс (все предметы) → Русский язык. Учебник. Рыбченкова упр. 366 → упр. 367 → упр. 368 → упр. 369 → упр. 370упр. 371упр. 372упр. 373упр. 374упр. 375упр. 377упр. 378 → упр. 379 → упр. 380 → упр. 381 → упр. 382 → упр. 383 → упр. 384 → упр. 385 → упр. 386

376. Прочитайте предложения. Установите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений.

1) Закроешь глаза — вся земля так и поплывёт под ногами. (И. А. Бунин) 2) Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда. (А. П. Чехов) 3) Я кликнул ещё раз: голодное мяуканье раздалось за другой дверью. (Л. Н. Толстой) 4) Путешествовал я мало: не позволяло здоровье. 5) Двор живёт обычной жизнью: гремят телеги, грохочут бочки, переругиваются грузчики. (Ю. М. Нагибин) 6) В окно дул с улицы жаркий ветер, качались и шумели молодые берёзки возле штакетника, пахло пылью. (В. М. Шукшин) 7) Слово отражает мысль — непонятна мысль, непонятно и слово. (В. Г. Белинский) 8) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Горький)

Запишите предложения, соблюдая нормы правописания. Устно объясните выбор знака препинания.

1) Закроешь глаза — вся земля так и поплывёт под ногами. (И. А. Бунин)

Смысловые отношения: Условие и следствие. Первая часть указывает на условие, при котором произойдёт действие второй части. (Можно вставить "Если": Если закроешь глаза, то вся земля так и поплывёт под ногами.)

Знак препинания: Тире. Тире ставится между частями БСП, если первая часть указывает на условие или время совершения действия, о котором говорится во второй части, или если вторая часть содержит следствие/результат.

2) Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда. (А. П. Чехов)

Смысловые отношения: Пояснение/Дополнение. Вторая часть поясняет или дополняет содержание глагола "прислушалась" в первой части. (Можно вставить "и услышала, что" или "а именно").

Знак препинания: Двоеточие. Двоеточие ставится между частями БСП, если вторая часть поясняет, раскрывает содержание или дополняет смысл первой части (особенно часто после глаголов восприятия: видеть, слышать, чувствовать).

3) Я кликнул ещё раз: голодное мяуканье раздалось за другой дверью. (Л. Н. Толстой)

Смысловые отношения: Пояснение/Дополнение. Вторая часть поясняет или дополняет содержание глагола "кликнул" в первой части, указывая на то, что произошло после действия. (Можно вставить "и услышал, что").



Знак препинания: Двоеточие. Двоеточие ставится между частями БСП, если вторая часть поясняет или дополняет смысл первой части.

4) Путешествовал я мало: не позволяло здоровье.

Смысловые отношения: Причина. Вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части. (Можно вставить "потому что": Путешествовал я мало, потому что не позволяло здоровье.)

Знак препинания: Двоеточие. Двоеточие ставится между частями БСП, если вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой.

5) Двор живёт обычной жизнью: гремят телеги, грохочут бочки, переругиваются грузчики. (Ю. М. Нагибин)

Смысловые отношения: Пояснение. Вторая, третья и четвёртая части поясняют содержание первой части ("живёт обычной жизнью"), конкретизируя, как именно она живёт.

Знак препинания: Двоеточие после первой части. Двоеточие ставится, если вторая часть (или несколько частей) раскрывает содержание, поясняет смысл первой части.

Запятые разделяют однородные части БСП, которые находятся в отношениях перечисления.

6) В окно дул с улицы жаркий ветер, качались и шумели молодые берёзки возле штакетника, пахло пылью. (В. М. Шукшин)

Смысловые отношения: Одновременность/Перечисление. Части описывают действия, происходящие одновременно.

Знак препинания: Запятые. Запятые ставятся между частями БСП, которые описывают одновременно происходящие события или явления и тесно связаны по смыслу.

7) Слово отражает мысль — непонятна мысль, непонятно и слово. (В. Г. Белинский)

Смысловые отношения: Причина-следствие/Пояснение-следствие. Первая часть утверждает факт, вторая и третья объясняют, что из этого факта следует, или уточняют его. Здесь целая цепочка причинно-следственных связей.

Знак препинания: Тире после первой части. Тире ставится, так как вторая часть содержит вывод, следствие или результат из того, о чём говорится в первой части. Также здесь присутствует причинная связь, которая может быть оформлена тире, если речь идёт о следствии.

Запятая между "непонятна мысль" и "непонятно и слово". Это однородные части БСП, находящиеся в отношениях перечисления с соединительным союзом "и" (непонятна мысль, и непонятно слово). Если бы "и" не было, была бы запятая или тире в зависимости от интонации и акцента.

8) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Горький)

Смысловые отношения: Причина/Пояснение. Вторая и третья части поясняют, почему нужно любить книгу, или указывают на причину такого призыва.

Знак препинания: Двоеточие после первой части. Двоеточие ставится между частями БСП, если вторая часть (или несколько частей) раскрывает содержание, поясняет смысл первой части или указывает на причину.

Запятая между "она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей" и "она научит вас уважать человека". Эти части однородны, относятся к одной главной и находятся в отношениях перечисления (можно вставить "и").

← Предыдущее Следующее →

ГДЗ. Ответы по русскому языку. 11 класс. Учебник. Рыбченкова Л.М, Александрова О.М.

ГДЗ. Все предметы. 11 класс

Русский язык. 11 класс. Рыбченкова Л.М. упр. 376, с. 183
5 (100%) от 1 голосующих

Оставить комментарий

Перед публикацией комментария ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением

Поиск