Русский язык. 11 класс. Рыбченкова Л.М. упр. 382, с. 187
ГДЗ 11 класс (все предметы) → Русский язык. Учебник. Рыбченкова → упр. 371 → упр. 372 → упр. 373 → упр. 374 → упр. 375 → упр. 376 → упр. 377 → упр. 378 → упр. 379 → упр. 380 → упр. 383 → упр. 384 → упр. 385 → упр. 386 → упр. 387 → упр. 388 → упр. 389 → упр. 390 → упр. 391 → упр. 392
382. Запишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания на стыке союзов (союзов и союзных слов), составьте схемы предложений.
На стыке двух союзов (или союза и союзного слова) запятая ставится или не ставится в зависимости от того, можно ли изъять придаточное предложение, начинающееся со второго союза, без нарушения структуры главной части, к которой оно относится.
Правило:
Запятая ставится, если нет продолжения главной части после придаточного предложения (т.е. нет слов "то", "так", "но" и т.п.).
Запятая не ставится, если есть продолжение главной части (слова "то", "так", "но" и т.п.), которые как бы "забирают" придаточное предложение, не позволяя его свободно изъять.
1) Анна Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая знакомых, и когда она обращалась к Гурову, то глаза у неё блестели. (А. П. Чехов)
Между сочинительным союзом "и" и подчинительным союзом "когда" запятая не ставится, потому что дальше в главной части есть союз "то" ("то глаза у неё блестели"). Союз "то" "стягивает" на себя придаточное "когда она обращалась к Гурову", не позволяя его свободно оторвать от главной части.
Схема: [– =], |–·–·–|, и (когда – =), то [– =].
2) Меня и не_тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал весёлый ребячий гам, то убегал со двора, не_глядя на дéдов запрет. (М. Горький)
Между подчинительным союзом "если" и сочинительным союзом "но" запятая не ставится, потому что дальше в главной части есть союз "то" ("то убегал со двора"). Между сочинительным союзом "но" и подчинительным союзом "когда" запятая не ставится, потому что дальше в главной части есть союз "то" ("то убегал со двора").
Схема: [= –], (если =), но (когда – =), то [=], |–·–·–|.
3) Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали книзу, им вдогонку уже летели бушующие потоки. (М. А. Булгаков)
Между подчинительным союзом "что" и подчинительным союзом "когда" запятая ставится, потому что дальше в главной части нет союза "то" (или "так", "но"). Придаточное "когда солдаты бежали книзу" можно изъять без нарушения структуры главной части "что... им вдогонку уже летели бушующие потоки".
Схема: [– = так], (что, (когда – =), [= –]).
4) Я помогал Степану, это мне нравилось, и, когда он уходил куда-нибудь, я охотно оставался вместо него. (А. П. Чехов)
Между сочинительным союзом "и" и подчинительным союзом "когда" запятая ставится, потому что дальше в главной части нет союза "то" (или "так", "но"). Придаточное "когда он уходил куда-нибудь" можно изъять без нарушения структуры главной части "я охотно оставался вместо него".
Схема: [– =], [– =], и, (когда – =), [– =].
5) Алёша давно заметил, что, когда Елизавета Петровна говорила о книгах, она преображалась. (Е. Н. Пермитин)
Между подчинительным союзом "что" и подчинительным союзом "когда" запятая ставится, потому что дальше в главной части нет слова "то" (или "так", "но"). Придаточное "когда Елизавета Петровна говорила о книгах" можно изъять без нарушения структуры главной части "что... она преображалась".
Схема: [– =], (что, (когда – =), [ – = ]).
| ← Предыдущее | Следующее → |
ГДЗ. Ответы по русскому языку. 11 класс. Учебник. Рыбченкова Л.М, Александрова О.М.
