Русский язык. 11 класс. Рыбченкова Л.М. упр. 394, с. 193

  • 0

Русский язык. 11 класс. Рыбченкова Л.М. упр. 394, с. 193



ГДЗ 11 класс (все предметы) → Русский язык. Учебник. Рыбченкова → упр. 383 → упр. 384упр. 385 → упр. 386 → упр. 387 → упр. 388 → упр. 389 → упр. 390 → упр. 391 → упр. 392 → упр. 393 → упр. 395 → упр. 396 → упр. 397 → упр. 398 → упр. 399 → упр. 400 → упр. 401 → упр. 402  → упр. 403

394. Какие стилистические пометы используются в толковых словарях русского языка? Почему одно и то же слово в разных толковых словарях может иметь разные пометы (например, разг. и прост.)? Постарайтесь найти пример такого слова.

В толковых словарях русского языка используются различные стилистические пометы для указания на сферу употребления, эмоциональную окраску и функциональное назначение слова. Эти пометы помогают пользователям словаря понять, в каких ситуациях уместно использовать то или иное слово.

Основные группы стилистических помет:

Пометы сферы употребления (функционально-стилистические):

книжн. (книжное) – слова, характерные для письменной речи, научной литературы, публицистики.

офиц. (официальное) – слова и выражения, свойственные официальным документам, деловой речи.

публиц. (публицистическое) – слова, используемые в публицистике, СМИ.

научн. (научное) – термины и слова, употребляемые в научной литературе.

разг. (разговорное) – слова, свойственные непринуждённой устной речи.

прост. (просторечное) – слова, находящиеся за пределами литературной нормы, с оттенком сниженности, грубости или фамильярности.

нар.-поэт. (народно-поэтическое) – слова, используемые в народной поэзии.

высок. (высокое) – слова, придающие речи торжественность, приподнятость.

торж. (торжественное) – слова, употребляемые в торжественной обстановке.

канц. (канцелярское) – слова и выражения, характерные для официально-делового стиля, часто с негативной коннотацией.

Пометы экспрессивно-эмоциональной окраски:

ласк. (ласкательное) – слова, выражающие нежность, доброту.

уничиж. (уничижительное) – слова, выражающие пренебрежение, унижение.

пренебр. (пренебрежительное) – слова, выражающие пренебрежение.

ирон. (ироническое) – слова, используемые с оттенком иронии.

шутл. (шутливое) – слова, употребляемые в шутливом тоне.

бран. (бранное) – грубые, оскорбительные слова.

неодобр. (неодобрительное) – слова, выражающие неодобрение.

груб.(грубое) – слова, имеющие грубую окраску.

Пометы стилистически ограниченной лексики:

диал. (диалектное) – слова, употребляемые в определенной местности.

жарг. (жаргонное) – слова, характерные для определенной социальной или профессиональной группы.

арго (арготическое) – тайный язык, используемый определенными группами.

спец. (специальное) – термины, используемые в определенной области знаний.

устар. (устаревшее) – слова, вышедшие из активного употребления.

нов. (новое), неол. (неологизм) – недавно появившиеся слова.

историзм. (историзм) – слова, обозначающие исчезнувшие предметы или явления.

архаизм. (архаизм) – устаревшие слова, имеющие современные синонимы.

Почему одно и то же слово в разных толковых словарях может иметь разные пометы?

Различия в стилистических пометах для одного и того же слова в разных толковых словарях могут быть обусловлены несколькими причинами:

Разные принципы классификации: Словари могут придерживаться различных теоретических подходов к классификации лексики. Например, одни словари могут более детально разграничивать оттенки стилистической окраски (например, "разговорное" и "разговорно-сниженное"), тогда как другие используют более обобщенные пометы.



Разное время издания: Язык постоянно развивается, и стилистическая окраска слов может меняться со временем. Словари, изданные в разные периоды, будут отражать стилистические нормы своего времени. Слово, которое в одном словаре считалось "просторечным", в более позднем издании может быть помечено как "разговорное" или даже нейтральное, если оно вошло в более широкое употребление.

Разный объем и целевая аудитория словаря: Словари для широкого круга читателей могут использовать менее детализированные пометы, чем академические словари, предназначенные для лингвистов.

Субъективность лексикографов: Определение стилистической пометы до некоторой степени может зависеть от субъективного восприятия лексикографа.

Пример слова с разными пометами: "обалдеть"

Давайте рассмотрим слово "обалдеть".

В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой это слово может быть помечено как разг. (разговорное) .

В других словарях, например, в некоторых академических или более старых изданиях, оно может быть помечено как прост. (просторечное), подчёркивая его сниженный характер и выход за рамки строгой литературной нормы.

В толковых словарях русского языка используются различные стилистические пометы для указания на сферу употребления слова и его эмоционально-экспрессивную окраску. Эти пометы помогают читателю понять, в каких ситуациях уместно использовать то или иное слово.

Основные стилистические пометы:

Стилистически нейтральная лексика: не имеет помет, используется во всех стилях языка (например, "спать", "лицо", "еда") .

Высокая лексика: используется преимущественно в письменной речи, в торжественной обстановке. Пометы включают :

спец. (специальное) — для терминов.

офиц. (официальное) — для слов, употребляющихся в деловых документах.

книжн. (книжное) — для слов, употребляющихся в сфере интеллектуального общения.

высок. (высокое) — для слов, создающих торжественную атмосферу.

Сниженная лексика: используется в устной речи, в непринуждённом разговоре.

разг. (разговорное) — для слов, использующихся в разговорной речи, но остающихся в рамках литературного языка (например, "семечка", "болтать") .

разг.-сниж. (разговорно-сниженное) — для слов, использующихся в разговорной речи, но имеющих оттенок грубости.

прост. (просторечное) — для слов, использующихся в разговорной речи, но выходящих за рамки литературного языка (например, "ксерить", "братан") .

фам. (фамильярное) — для слов, использующихся в непринуждённом общении близкого круга людей.

Также могут встречаться пометы шутл. (шутливое), ирон. (ироничное).

Почему одно и то же слово может иметь разные пометы в разных словарях?

Развитие языка: язык постоянно меняется, и стилистический статус слов может со временем меняться. Например, слово "прогресс" в середине XX века имело помету "книжн.", а сейчас считается нейтральным .

Разные значения слова: одно и то же слово может иметь разную стилистическую окраску в разных значениях. Например, "лапа" в значении "ступня животного" — нейтральное слово, а в значении "рука человека" — "разг." .

Различия в подходах составителей словарей: разные лингвисты и составители словарей могут иметь свои критерии и подходы к определению стилистической окраски слов, особенно в отношении более подвижных категорий, таких как разговорная и просторечная лексика.

Целевая аудитория словаря и его специфика: некоторые словари могут быть ориентированы на фиксацию более широкого спектра лексики, включая сленг и жаргоны, что может влиять на выбор помет .

Пример слова с разными пометами:

Слово "обалдеть".
В одном из источников приводится пример, где слово "обалдеть" в "Толковом словаре молодёжного сленга" Т. Г. Никитиной имеет помету одобр. (одобрительное) в значении "испытать восторг, восхищение чем-либо, кем-либо" .

Однако, в другом источнике упоминается, что слова типа "потрясно", "обалденный" (и, соответственно, "обалдеть") могут даваться в словарях с пометами "просторечное" или "грубопросторечное". Это указывает на потенциальное расхождение между "разговорным" (менее сниженным) и "просторечным" (более сниженным, выходящим за рамки литературной нормы) статусом слова в разных словарях.

Таким образом, слово "обалдеть" может быть помечено как:

разг. (разговорное) — в словарях, которые считают его приемлемым в непринужденной устной речи, но в рамках литературного языка.

прост. (просторечное) — в словарях, которые относят его к лексике, выходящей за рамки литературной нормы, с оттенком грубости или сниженности.

одобр. (одобрительное) — в специализированных словарях (например, сленга), указывая на экспрессивную окраску.

Это расхождение демонстрирует, как динамика языка и разные подходы лексикографов могут приводить к различным стилистическим пометам для одного и того же слова.


Прогресс:
В "Толковом словаре русского языка" под ред. Д. Н. Ушакова (1934–1940 гг.) слово "прогресс" имело помету книжн.
В "Большом толковом словаре русского языка" под ред. С. А. Кузнецова (2020 г.) "прогресс" даётся без помет, то есть относится к нейтральной лексике.
Причина различия: Изменение стилистического статуса слова с течением времени. Слово, бывшее когда-то книжным, стало общеупотребительным.

Лапа:
В значении "ступня или вся нога у зверей и птиц" (например, "медведь сосет лапу") слово "лапа" является нейтральными не имеет помет.
В значении "рука или нога человека" (например, "у него не руки, а лапы") слово "лапа" имеет помету разг.(разговорное), указывая на сниженную стилистику .
Причина различия: Разные значения одного и того же слова могут относиться к разным стилистическим пластам.

Обладатель:
В некоторых словарях слово "обладатель" может иметь помету книжн.
Однако, в других контекстах, особенно при более широком употреблении, оно может восприниматься как более нейтральное, не имеющее выраженной стилистической окраски.
Причина различия: Зависимость от конкретного словаря и его ориентации на фиксацию определённых стилистических пластов.

Диспутировать:
В словарях С. И. Ожегова и Д. Н. Ушакова "диспутировать" имеет помету книжн.
В "Малом академическом словаре" (МАС) оно помечено как устар.(устаревшее).
В "Большом академическом словаре" (БАС) помет не имеет.
Причина различия: Расхождения между словарями, обусловленные разными подходами составителей и временными рамками фиксации лексики.

Братан:
Слово "братан" в большинстве словарей будет иметь помету прост. (просторечное) или разг.-сниж. (разговорно-сниженное), указывая на его выход за рамки литературной нормы.
В некоторых специализированных словарях (например, словарях сленга) оно может иметь помету молод. (молодёжное) или даже без пометы, если словарь фиксирует именно эту сферу употребления как норму для данной аудитории.
Причина различия: Отражение социальной и ситуативной ограниченности употребления слова, а также ориентация словаря на фиксацию различных пластов лексики, включая сленг.

← Предыдущее Следующее →

ГДЗ. Ответы по русскому языку. 11 класс. Учебник. Рыбченкова Л.М, Александрова О.М.

ГДЗ. Все предметы. 11 класс

Русский язык. 11 класс. Рыбченкова Л.М. упр. 394, с. 193
5 (100%) от 6 голосующих

Оставить комментарий

Перед публикацией комментария ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением

Поиск