Русский язык. 11 класс. Рыбченкова Л.М. упр. 396, с. 193
ГДЗ 11 класс (все предметы) → Русский язык. Учебник. Рыбченкова → упр. 385 → упр. 386 → упр. 387 → упр. 388 → упр. 389 → упр. 390 → упр. 391 → упр. 392 → упр. 393 → упр. 394 → упр. 395 → упр. 397 → упр. 398 → упр. 399 → упр. 400 → упр. 401 → упр. 402 → упр. 403 → упр. 404 → упр. 405 → упр. 406
396. Составьте и запишите предложения, употребив в них слова различной стилевой принадлежности, входящие в один и тот же синонимический ряд.
Бесполезный, зряшный.
Бить, колотить.
Вмешиваться, лезть.
Истратить, разбазарить.
Лицо, физиономия.
• Проанализируйте составленные вами предложения. С какой целью употребляются в них синонимы (с целью избежать повторения, уточнить мысль, дать характеристику предмета речи и т. д.)?
1. Бесполезный, зряшный.
Его бесполезные попытки уговорить начальника закончились ничем. Какая же зряшная трата времени!
Анализ: В первом случае "бесполезные" употребляется в более нейтральном, общеупотребительном смысле. Оно описывает действия, которые не принесли результата, без выраженной эмоциональной окраски. Во втором предложении "зряшная" (разговорное, просторечное) добавляет эмоционального оттенка раздражения, досады и пренебрежения к потраченному времени.
Цель употребления: дать эмоциональную характеристику ситуации, подчеркнуть бессмысленность и вызвать у читателя соответствующую реакцию.
2. Бить, колотить.
Град начал бить по окнам, затем порыв ветра стал колотить в дверь с такой силой, что мы испугались.
Анализ: "Бить" здесь используется в более нейтральном, общеупотребительном значении, описывая повторяющиеся удары града. "Колотить" (разговорное, просторечное, с оттенком интенсивности) усиливает эффект, передавая более мощные, беспорядочные и угрожающие удары ветра.
Цель употребления: уточнить степень и характер действия, усилить эмоциональное воздействие, создавая более динамичную и напряжённую картину.
3. Вмешиваться, лезть.
Он часто любит вмешиваться в чужие разговоры. Но когда он начинает лезть не в своё дело, это уже совсем невыносимо!
"Вмешиваться" (нейтральное) описывает акт участия в чём-либо без ярко выраженной негативной коннотации. "Лезть" (разговорное, с оттенком навязчивости и неуместности) несёт сильный негативный, осуждающий оттенок, подчёркивая нежелательность и бестактность такого поведения.
Цель употребления: дать характеристику предмета речи (поведения человека), выразить отношение говорящего к действию, усилить критическую оценку.
4. Истратить, разбазарить.
Я истратил все деньги на новую книгу. А он умудрился разбазарить целое состояние на бессмысленные сувениры.
"Истратить" (нейтральное, общеупотребительное) описывает обычный процесс расходования денег. "Разбазарить" (разговорное, неодобрительное, с оттенком неразумной траты) подчёркивает бездумность, неэкономность и расточительность в расходовании средств.
Цель употребления: дать характеристику действия (траты денег), выразить отношение к этому действию, противопоставить разумное расходование неразумному.
5. Лицо, физиономия.
У неё было красивое лицо, освещённое улыбкой. А эта вечно недовольная физиономия уже порядком надоела.
"Лицо" (нейтральное) используется для обозначения передней части головы человека без какой-либо дополнительной окраски. "Физиономия" (разговорное, просторечное, с оттенком неодобрения, грубости) несёт сильную негативную, пренебрежительную коннотацию, выражая неприязнь или раздражение.
Цель употребления: дать эмоциональную характеристику внешности или выражению лица, передать отношение говорящего к человеку.
В целом, в этих предложениях синонимы с разной стилевой принадлежностью используются не только для того, чтобы избежать повторений, но и, прежде всего, для уточнения мысли, придания эмоциональной окраски, выражения авторского отношения и характеристики предмета речи. Они позволяют сделать речь более выразительной, яркой и передать тонкие нюансы смысла.
Лицо светилось каким-то внутренним светом. — Неприятно было смотреть на его ухмыляющуюся физиономию.
Синонимы используются для придания предложениям индивидуальной окраски, чтобы точнее передать эмоции автора по отношению к описываемому предмету.
| ← Предыдущее | Следующее → |
ГДЗ. Ответы по русскому языку. 11 класс. Учебник. Рыбченкова Л.М, Александрова О.М.
