Русский язык. 11 класс. Рыбченкова Л.М. упр. 404, с. 195
ГДЗ 11 класс (все предметы) → Русский язык. Учебник. Рыбченкова → упр. 390 → упр. 391 → упр. 392 → упр. 393 → упр. 394 → упр. 395 → упр. 396 → упр. 397 → упр. 398 → упр. 399 → упр. 400 → упр. 401 → упр. 402 → упр. 403 → упр. 405 → упр. 406 → упр. 407 → упр. 408 → упр. 409 → упр. 410
404. Ниже приводится отрывок из речи Р. И. Аванесова (в книге «Незабытые голоса России», расшифровка записи — Р. Ф. Пауфошима). Найдите в тексте приметы того, что перед вами перенесённая на бумагу устная речь.
Ну, не знаю, много ли вы слышали о Сухотине. Кстати, вот Панов — знает его, учился в Городском педагогическом институте, где преподавал, между прочим, и Алексей Михайлович Сухотин (о Городском пединституте я скажу). И, кстати, Сухотин первый заметил Панова и мне сказал. Говорит: «Рубен Иванович, вот очень хороший студент». Так вот, значит, Сухотин. Сухотин — это сын Сухотина, мужа одной из дочерей Льва Николаевича Толстого. Имение Сухотиных рядом с имением Толстого, и Алексей Михайлович Сухотин (в нашем кружке он назывался «Феодал», это Александр Александрович его назвал), он из дворянской среды; Алексей Михайлович Сухотин в детстве сиживал на коленях у Льва Николаевича Толстого...
В отрывке из речи Р. И. Аванесова действительно очень много примет того, что это перенесённая на бумагу устная речь. Вот основные из них:
1. Наличие вводных слов и фраз, хезитаций (слов-паразитов), характерных для спонтанной речи:
"Ну, не знаю" – типичное начало для устной речи, выражающее размышление, некоторую неуверенность.
"Кстати" – используется для введения дополнительной информации, часто встречается в разговорной речи.
"Так вот, значит" – типичные хезитации, заполняющие паузы в речи, пока говорящий формулирует мысль.
2. Повторы:
"Сухотин. Сухотин — это сын Сухотина..." – повторение фамилии для акцентирования внимания, а затем уточнение, что это "сын Сухотина".
"Алексей Михайлович Сухотин... Алексей Михайлович Сухотин..." – повторение полного имени, сначала для представления, потом для продолжения рассказа о нём.
3. Неполные предложения, эллипсисы, "обрывы" мысли:
"Кстати, вот Панов — знает его, учился в Городском педагогическом институте, где преподавал, между прочим, и Алексей Михайлович Сухотин (о Городском пединституте я скажу)."
В скобках содержится обещание рассказать позже, что характерно для динамичной, спонтанной речи, когда мысль ещё формируется.
"И, кстати, Сухотин первый заметил Панова и мне сказал." – Довольно лаконичная, сжатая конструкция.
"Говорит: «Рубен Иванович, вот очень хороший студент»." – Пропущено "он", а также "есть", "это" перед "очень хороший студент".
4. Разговорный синтаксис, простые предложения, свободный порядок слов:
Предложения не всегда строятся по строгим правилам книжного синтаксиса, они более свободны, гибки, что типично для устной речи.
"Имение Сухотиных рядом с имением Толстого" – простая, констатирующая конструкция.
5. Прямая речь без чёткого оформления:
"Говорит: «Рубен Иванович, вот очень хороший студент»." – В устной речи часто не используются глаголы "сказал", "ответил" для введения прямой речи, а просто "говорит".
Внутри прямой речи также виден разговорный стиль ("вот очень хороший студент" вместо "это очень хороший студент").
6. Уточнения и пояснения по ходу речи:
"(о Городском пединституте я скажу)" – отступление, обещание.
"(в нашем кружке он назывался «Феодал», это Александр Александрович его назвал)" – пояснение по ходу, кто и почему так называл. Это демонстрирует процесс мышления "в реальном времени".
7. Личное обращение и ориентированность на слушателя:
"много ли вы слышали о Сухотине" – прямое обращение к аудитории, попытка оценить уровень информированности слушателей.
"вот Панов — знает его" – указание на конкретного человека в аудитории, создание эффекта непосредственного общения.
Все эти особенности указывают на то, что перед нами не тщательно отредактированный письменный текст, а живая, непринужденная устная речь, перенесённая на бумагу со всеми её стилистическими чертами.
| ← Предыдущее | Следующее → |
ГДЗ. Ответы по русскому языку. 11 класс. Учебник. Рыбченкова Л.М, Александрова О.М.
