Русский язык. 11 класс. Рыбченкова Л.М. упр. 405, с. 196
ГДЗ 11 класс (все предметы) → Русский язык. Учебник. Рыбченкова → упр. 390 → упр. 391 → упр. 392 → упр. 393 → упр. 394 → упр. 395 → упр. 396 → упр. 397 → упр. 398 → упр. 399 → упр. 400 → упр. 401 → упр. 402 → упр. 403 → упр. 404 → упр. 406 → упр. 407 → упр. 408 → упр. 409 → упр. 410
405. Найдите в отрывках из произведений Д. И. Рубиной приметы передачи разговорной речи в художественном тексте (в области фонетики, лексики, грамматики).
1) — Ну, пошли, я посажу тебя на тралик, — сказала она отцу. — Ты, должно быть, здорово опоздал куда-то.
2) — Это твои рисунки? — поражён -но спросил он, оглядывая завешанные рисунками стены.
— Мои...
3) — Да что вы, Натальсергевна, да у нас полным их [апельсинов] полно! Весь балкон завален!
4) — А ты племяшка будешь?
— Нечто вроде, — как-то неопределённо ответила она.
5) — Просила, чтобы косы не стригли... Куда там, всё равно остригли... Потом они отросли, косы, но уже не такие густые, как прежде...
1. — Ну, пошли, я посажу тебя на тралик, — сказала она отцу. — Ты, должно быть, здорово опоздал куда-то.
Фонетика (отражённая в лексике):
"тралик" – укороченный, разговорный вариант слова "троллейбус". Это пример фонетического упрощения, характерного для быстрой устной речи.
Лексика:
"Ну" – вводное слово-хезитация, характерное для начала фразы в разговорной речи.
"здорово" – разговорное наречие в значении "очень", "сильно".
Грамматика:
"куда-то" – неопределённое наречие, часто используемое в разговорной речи при неточном указании места.
Простые предложения, характерные для диалога.
2. — Это твои рисунки? — поражённо спросил он, оглядывая завешанные рисунками стены. — Мои...
Грамматика:
"Мои..." – неполное предложение (эллипсис), пропущено "да, мои рисунки". В разговорной речи часто опускаются слова, легко восстанавливаемые из контекста. Многоточие отражает паузу, задумчивость или нерешительность.
3. — Да что вы, Натальсергевна, да у нас полным их [апельсинов] полно! Весь балкон завален!
Фонетика (отражённая в лексике):
"Натальсергевна" – сокращённое, упрощённое произношение отчества "Наталья Сергеевна". Это яркий пример ассимиляции и редукции звуков, характерных для быстрой и непринуждённой устной речи.
Лексика:
"Да что вы" – эмоциональная разговорная частица, выражающая удивление, несогласие, убеждение.
"полным полно" – экспрессивный повтор, усиливающий значение "очень много".
Грамматика:
"их [апельсинов] полно" – инверсия, непривычный порядок слов для книжной речи ("полно апельсинов").
Восклицательные предложения, передающие эмоциональность.
4. — А ты племяшка будешь? — Нечто вроде, — как-то неопределённо ответила она.
Фонетика (отражённая в лексике):
"племяшка" – разговорный, уменьшительно-ласкательный вариант слова "племянница".
Лексика:
"А" – частица, используемая для начала вопроса, привлечения внимания, часто в устной речи.
"Нечто вроде" – разговорное, неопределённое выражение, уклонение от прямого ответа.
Грамматика:
Отсутствие глагола-связки в вопросе "А ты племяшка будешь?".
Неполное предложение в ответе.
5. — Просила, чтобы косы не стригли... Куда там, всё равно остригли... Потом они отросли, косы, но уже не такие густые, как прежде...
Лексика:
"Куда там" – разговорное междометие или частица, выражающая отрицание надежды, тщетность усилий, несогласие, пренебрежение к чему-либо.
Грамматика:
Парцелляция: "Потом они отросли, косы" – разделение предложения на части, чтобы акцентировать внимание на "косы".
Повтор слова "косы" (сначала в просьбе, потом в уточнении "они отросли, косы") – типично для устной речи, когда говорящий уточняет или переформулирует мысль по ходу.
Многоточия – отражают паузы, прерывистость речи, эмоциональность, возможно, внутренние переживания или попытку подобрать слова.
Неполные предложения: "Всё равно остригли..."
Все эти приметы показывают, что Д. И. Рубина мастерски использует элементы разговорного стиля, чтобы придать диалогам живость, естественность, эмоциональность и реалистичность, приближая их к звучащей речи.
| ← Предыдущее | Следующее → |
ГДЗ. Ответы по русскому языку. 11 класс. Учебник. Рыбченкова Л.М, Александрова О.М.
