Русский язык. 11 класс. Рыбченкова Л.М. упр. 406, с. 196
ГДЗ 11 класс (все предметы) → Русский язык. Учебник. Рыбченкова →упр. 396 → упр. 397 → упр. 398 → упр. 399 → упр. 400 → упр. 401 → упр. 402 → упр. 403 → упр. 404 → упр. 405 → упр. 407 → упр. 408 → упр. 409 → упр. 410 → упр. 411 → упр. 412 → упр. 413 → упр. 414 → упр. 415 → упр. 416
406. Ниже приводится отрывок из рассказа В. М. Шукшина «Гоголь и Райка». О какой проблеме говорит автор?
С книгами у меня целая история. Я каким-то образом научился читать до школы: учил меня дядя Павел (тот сам читать страсть как любил и даже пытался сочинять стихи, и говорит, когда он был на войне, то некоторые его стихи печатали во фронтовой газете. Наверно, неправду говорит, он прихвастнуть любит: когда мне теперь попалась тетрадка его стихов, они поразили меня своей бестолковщиной)... Словом, как только я ещё и в школе поднаторел и стал читать достаточно хорошо, я впился в книги. Я их читал без разбора, подряд, какие давала библиотекарша. Она удивлялась и не верила:
— Уже прочитал?
— Прочитал.
— Неправда. Надо, мальчик, до конца читать, если берёшь книги. Вот возьми и дочитай.
Что с ней было делать? Брал книжку обратно, терпел дня два и шёл опять...
Учительница узнала, как я читаю, и разъяснила, что это действительно вредно. А главное, совершенно без всякой пользы: я почти ничего не помнил из прочитанной уймы книг, а значит, зря угробил время и отстал в школе.5 Но она убедила маму, что читать надо, но с толком. Сказала, что она нам поможет: составит список, и я по этому списку буду брать книги в библиотеке.
С тех пор стал я читать хорошие книжки. Реже, правда, но всегда это был истинный праздник.
• Выполните задания.
1 А Сформулируйте микротему отрывка.
Формирование читательского опыта главного героя в детстве: от бездумного "заглатывания" книг к осознанному и целенаправленному чтению под влиянием взрослых.
1 Б Сформулируйте художественную идею отрывка.
Автор показывает важность и необходимость правильного руководства чтением в формировании личности. Отрывок демонстрирует, как неконтролируемое, хаотичное чтение, хоть и развивает навык, оказывается малоэффективным и даже вредным без понимания и осмысления прочитанного. Истинная ценность книги раскрывается лишь тогда, когда чтение становится осмысленным и направленным. Это также размышление о том, как взрослые могут и должны формировать вкус и мировоззрение ребёнка через литературу.
2 А Выпишите из текста 3 слова, являющиеся разговорными по своей функционально-стилистической принадлежности. Проверьте себя по толковому словарю.
Три разговорных слова из текста:
"Страсть как"(вместо "очень сильно") – разг. (например, "страсть как любит").
"Поднаторел"(вместо "набрался опыта", "стал искуснее") – разг.
"Угробил"(вместо "потратил зря", "погубил") – разг., прост.
2 Б Проанализируйте функционально-стилистическую принадлежность слова «история» из первого предложения. В каком значении употребляется это слово? Подберите синонимы к нему.
Функционально-стилистическая принадлежность: В данном контексте слово "история" является разговорным.
Значение: Употребляется в значении "случай, происшествие, связанное с какими-либо сложностями, необычными событиями" или "нечто занимательное, интересное, случившееся с кем-либо". Не в значении науки или повествования.
Синонимы: Приключение, случай, событие, эпопея (в переносном смысле), целая история (фразеологизм).
3 А Передайте диалог между библиотекарем и главным героем рассказа при помощи прямой речи.
Библиотекарша удивлённо спрашивала: — Уже прочитал? Мальчик отвечал: — Прочитал. Библиотекарша не верила: — Неправда. Надо, мальчик, до конца читать, если берёшь книги. Вот возьми и дочитай.
3 Б Как в тексте передана чужая речь? Каким другим способом(ами) это можно сделать?
В отрывке из рассказа В. М. Шукшина «Гоголь и Райка» чужая речь передана несколькими способами:
• Прямая речь в форме диалога: Это самый очевидный и непосредственный способ передачи чужих слов. В данном случае, это диалог между героем и библиотекаршей. Слова каждого участника диалога оформлены кавычками и отделены тире при обозначении говорящего.
Пример:
— Уже прочитал?
— Прочитал.
— Неправда. Надо, мальчик, до конца читать, если берёшь книги. Вот возьми и дочитай.
Роль: Позволяет читателю напрямую "слышать" голоса персонажей, ощущать их интонацию, характер, эмоции. Делает повествование более живым, динамичным и достоверным.
• Косвенная речь: Чужая речь передаётся в форме сложноподчинённого предложения с союзами "что", "чтобы", "как будто" и т.п., или без союза, при этом сохраняется смысл сказанного, но меняется грамматическая форма (например, лицо местоимений).
Пример: "...говорит, когда он был на войне, то некоторые его стихи печатали во фронтовой газете." (Слова дяди Павла, переданные рассказчиком).
Пример: "Учительница узнала, как я читаю, и разъяснила, что это действительно вредно." (Передача содержания слов учительницы).
Роль: Позволяет кратко и сжато передать содержание чужих слов, не отвлекаясь на дословное цитирование. Обычно используется, когда важен смысл сообщения, а не его точная форма.
• Несобственно-прямая речь (элементы): Это своего рода слияние авторской и чужой речи, когда мысли или слова персонажа передаются от лица рассказчика, сохраняя при этом интонационные и лексические особенности речи персонажа, но без использования кавычек или подчинительных союзов. Граница между авторской и чужой речью размыта.
Пример: "Что с ней было делать?" – это мысль героя, его внутренняя реакция на действия библиотекаря, но она вплетена в авторское повествование.
Роль: Позволяет более глубоко проникнуть во внутренний мир персонажа, передать его мысли и чувства, сохраняя при этом повествовательную перспективу автора.
• Вводные конструкции со ссылкой на источник: Использование вводных слов и предложений, указывающих на источник информации.
Пример: "он прихвастнуть любит" (авторская оценка слов дяди Павла).
Роль: Выражает отношение рассказчика к чужим словам, даёт им оценку.
• Каким другим способом(ами) это можно сделать?
Помимо перечисленных, существуют и другие способы передачи чужой речи, которые могли бы быть использованы (или которые встречаются в других текстах):
Цитата: Прямое, дословное приведение чужих слов, выделенное кавычками, но без слов автора, если цитата встраивается в текст и её источник ясен. Чаще используется для письменных источников.
Парафраза: Передача чужой речи своими словами, без претензии на дословность, но с сохранением основной мысли. Отличается от косвенной речи большей свободой изложения.
Характеристика чужой речи: Автор может просто описать манеру речи персонажа, не приводя прямых цитат. Например: "Он всегда говорил очень быстро и путано" или "Её голос всегда звучал строго".
Резюме чужой речи: Краткое изложение основной сути длинного высказывания персонажа.
В данном отрывке Шукшин очень искусно использует именно диалог, косвенную речь и элементы несобственно-прямой, чтобы показать динамику отношений, внутренние переживания героя и его взаимодействие с окружающими. Диалог с библиотекаршей особенно ярко демонстрирует конфликт между ожиданиями взрослых и реальностью детского восприятия.
4. Обьясните, какова роль вводных слов в приведённом отрывке.
Вводные слова в приведённом отрывке выполняют несколько важных функций, характерных для живой, разговорной речи и создающих эффект непосредственного рассказа:
• Отражение процесса мышления рассказчика:
"Наверно" (неправду говорит) – выражает предположение, сомнение, неуверенность рассказчика в правдивости слов дяди, демонстрирует его внутренний анализ.
"Словом" – обобщает сказанное ранее, подводит итог или переходит к следующей мысли, организует повествование.
"А главное" – выделяет наиболее значимую часть информации, расставляет акценты в объяснении учительницы.
"Правда" (Реже, правда) – вводит оговорку, уточнение, признание некоторого недостатка.
• Эмоциональная окраска и отношение:
"Наверно, неправду говорит" – наряду с предположением, есть и эмоциональная окраска (лёгкое осуждение или понимание склонности к хвастовству).
• Организация текста и связи между частями:
Вводные слова помогают создать плавность перехода от одной мысли к другой, структурировать рассказ, делая его более динамичным и менее "сухим", чем строго книжный текст. Они имитируют естественные паузы и колебания в устной речи.
Таким образом, вводные слова усиливают впечатление живого, непринуждённого рассказа, передают нюансы мыслей и чувств героя, а также способствуют логической организации повествования.
5. Напишите сочинение-рассуждение о необходимости руководства чтением.
Необходимость маяка в море книг
В современном мире, переполненном информацией, где книги доступны в немыслимых количествах, проблема руководства чтением становится как никогда актуальной. Отрывок из рассказа В. М. Шукшина «Гоголь и Райка» служит яркой иллюстрацией того, почему хаотичное, бездумное чтение, даже при всей своей кажущейся интенсивности, может оказаться не только бесполезным, но и вредным.
Главный герой Шукшина, увлечённый самим процессом чтения, поглощает книги "без разбора, подряд". Это приводит к тому, что, несмотря на "уйму" прочитанного, он "почти ничего не помнит" и, более того, "отстал в школе". Эта ситуация отчётливо демонстрирует ловушку количества над качеством. Чтение ради чтения, без осмысления, анализа и систематизации, уподобляется пустому сосуду, который, будучи наполнен, ничего не удерживает. Такое потребление информации не способствует развитию критического мышления, формированию мировоззрения и расширению кругозора в полной мере.
Именно в этот момент на сцену выходит мудрое руководство – сначала библиотекарь, пусть и не всегда понимающий ситуацию, а затем и учительница. Последняя не отвергает само чтение, а меняет подход к нему, убеждая, что "читать надо, но с толком". Предложенный список книг становится тем самым "маяком", который помогает герою ориентироваться в безбрежном море литературы. Результат не заставляет себя ждать: герой начинает читать "реже, правда, но всегда это был истинный праздник". Это преображение указывает на ключевую идею: ценность чтения не в количестве прочитанных страниц, а в качестве их восприятия, в том, как книга отзывается в душе и уме читателя.
Руководство чтением необходимо по нескольким причинам. Во-первых, оно помогает формировать вкус, направляя читателя к произведениям, обладающим высокой художественной ценностью и глубоким смыслом. Во-вторых, оно способствует развитию способности к анализу и интерпретации, учит видеть за буквами идеи, за сюжетом – философию. В-третьих, целенаправленное чтение поощряет к осмыслению прочитанного, интеграции новых знаний и идей в собственную картину мира. В эпоху цифрового переизбытка, когда подростки легко теряются в потоке контента, помощь взрослого, будь то родитель, учитель или библиотекарь, становится залогом того, что чтение будет не просто приятным времяпрепровождением, но и мощным инструментом личностного роста и интеллектуального развития. Только так книга превращается из объекта бессмысленного поглощения в источник истинного познания и глубоких переживаний, приносящий "истинный праздник" уму и сердцу.
А главное[1], совершенно без всякой пользы[2]: я почти ничего не помнил из прочитанной уймы книг[3], а значит[4], зря угробил время и отстал в школе[5]5
Пунктуационный разбор.
1 – запятая после вводного слова "главное" в начале предложения;
2 – двоеточие, так как вторая часть предложения поясняет содержание первой ("без всякой пользы").
3 – запятая перед присоединительным союзом "а", который начинает новую предикативную часть.
4 – вводное слово, выделяется запятыми с обеих сторон. Обозначает следствие, вывод из предыдущего.
5 – В конце предложения точка: повествовательное, невосклицательное.
Общая структура предложения:
Это сложное предложение с разными видами связи:
Первая часть ("А главное, совершенно без всякой пользы") является вводной конструкцией с пояснительным значением.
Двоеточие связывает первую часть с основной причиной/следствием.
Далее идёт сложносочинённое предложение: "я почти ничего не помнил из прочитанной уймы книг" (первая часть) и "зря угробил время и отстал в школе" (вторая часть), соединённые союзом "а" и вводным словом "значит".
| ← Предыдущее | Следующее → |
ГДЗ. Ответы по русскому языку. 11 класс. Учебник. Рыбченкова Л.М, Александрова О.М.
