Слово и его значение
Ответы к стр. 15 - 19
Упражнение 28, с. 15
28. Прочитайте. Объясните, как вы поняли смысл каждого предложения.
Любой язык состоит из слов.
Русский язык богат словами.
В каждой стране есть свой родной язык. Он состоит из слов. Единицей общения является предложение, а предложение состоит из слов. Слово - основная единица языка. Любой язык - это прежде всего язык слов.
Русский язык - один из богатейших языков мира. Так о настоящем друге можно сказать: верный, преданный, надёжный, готовый в огонь и в воду.
- Скажите, где можно узнать, сколько слов в русском языке.
Чтобы узнать, сколько слов в русском языке, нужно заглянуть в Большой академический словарь русского языка.
Упражнение 29, с. 15
29. Прочитайте. Что вы представили, читая слова? Нарисуйте к любому слову иллюстрацию.
ягода цветок
- Одинаковые или разные рисунки получились у вас и у ваших одноклассников? Почему?
- Составьте и запишите предложение по любому рисунку.
На лугу растёт красивый цветок.
Клубника - вкусная ягода.
Новая игрушка радует малышей.
Упражнение 30, с.16
30. Прочитайте. Разделите слова на три группы в зависимости от значения. Впишите их в рисунки. Подберите общее название для каждой группы слов и запишите его.
Ёрш, ры́жик, щýка, рóза, áстра, опя́та.
рóза ёрш ры́жик
áстра щýка опя́та
Цветы. Рыбы. Грибы.
Упражнение 31, с. 16
31. Прочитайте. Дополните каждую группу слов другими словами.
Деревья: берёза, клён, дуб, ясень.
Кусты: смородина, шиповник, ежевика, крыжовник.
Травы: щавель, крапива, мята, полынь.
- Подберите общее название для всех этих слов.
Растения.
- Составьте предложение с любым словом. Запишите его.
Тонкие берёзки стоят золотые, а красавец-клён багряный.
Упражнение 32, с. 17
32. Прочитайте. Поставьте в конце предложений пропущенные знаки препинания.
- Кто вы?
- Мы лисички -
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё - со шляпкой.
А. Шибаев
- Объясните значение каждого из выделенных слов. Составьте свои предложения с данными словами. Запишите их.
В первом случае имеются ввиду грибы лисички, а во втором животные лисицы.
На лесной полянке мы собирали лисички.
Из всех зверей в сказках самые хитрые рыжие лисички.
Упражнение 33, с. 17
33. Прочитайте. Впишите в клетки слова, соответствующие их значениям.
1. Неядовитая змея
уж
2. Перелётная птица с чёрным блестящим оперением.
грач
3. Место, где ты родился и вырос.
родина
4. Инструмент для копания земли.
лопата
Упражнение 34, с. 18
34. Прочитайте.
- Мои часы ушли вперёд, -
Сказала тётя Маша.
- Ой, убежало молоко! -
Сказала тётя Груня.
А. Шибаев
- Объясните написание выделенных букв.
Часы (ча-ща пишется с буквой а), Маша, Груня (имена людей пишутся с заглавной буквы), молоко (словарное слово).
- Подчеркните многозначные слова. Составьте предложение с одним из этих слов в другом значении. Запишите его.
Дети ушли в лес за грибами.
Упражнение 35, с. 18
35. Рассмотрите рисунки. Какие многозначные слова они иллюстрируют? Сделайте ещё один рисунок к любому другому многозначному слову и подпишите его.
Ручка Кисть
Молния
- Подпишите каждый рисунок. Составьте предложение по любому рисунку.
В небе блеснула молния.
Упражнение 36, с. 19
36. Прочитайте. Объясните значение каждого словосочетания.
Хрустальная ваза. Хрустальная вода.
Туча пыли. Грозовая туча.
Хмурый день. Хмурый взгляд.
Играть в футбол. Играть с огнём.
Хрустальная ваза (ваза из хрусталя), хрустальная (чистая, прозрачная) вода , туча (множество, густое облако) пыли, грозовая (чёрная) туча, хмурый (пасмурный, ненастный) день , хмурый (недовольный, сердитый) взгляд, играть в футбол (играть на поле с мячом), играть с огнём (рисковать).
- В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении? Подчеркните эти слова.
- Составьте предложение с любым словосочетанием. Запишите его.
Вчера был хмурый день.
Упражнение 37, с. 19
37. Прочитайте. Подчеркните многозначные слова. Какие из них употреблены в переносном значении?
Спали в поле перепёлки.
Ветерок уснул (перен.) в лесах.
Золотистые, как пчёлки,
Звёзды плыли (перен.) в небесах.
А. Усачёв
- Спишите третье предложение. Подчеркните в нём сказуемое.
Золотистые, как пчёлки,
Звёзды плыли в небесах.
Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.