Биология. 9 класс. с. 122—126
§31
Вопросы в начале параграфа
1 Каковы движущие силы эволюции?
2 Каков механизм возникновения приспособления организмов к условиям существования?
Проверь свои знания
1 Что такое адаптация?
2 Каков механизм возникновения адаптации?
3 В чём суть физиологической адаптации?
4 Как объяснить возникновение мимикрии у животных?
5 Какова роль покровительственной окраски?
Выполни задание
1 Охарактеризуйте основные виды адаптаций.
2 Приведите примеры адаптаций у животных и растений вашего края.
Обсуди с товарищами
1 Почему любая адаптация имеет относительный характер?
2 С чем связан тот факт, что у животных, заботящихся о своём потомстве, всегда рождается небольшое количество детёнышей?
Выскажи мнение
Как вы считаете, если эволюционный процесс, в ходе которого образуются новые подвиды, виды, называют микроэволюцией, то какие эволюционные преобразования относят к категории макроэволюции?
Проводим исследование
Лабораторная работа
Выявление у организмов приспособлений к среде обитания
Цель: научиться выявлять относительный характер адаптаций у организмов.
Материалы и оборудование: живые объекты, предложенные учителем; информационные карточки об изучаемых объектах (систематическое положение, среда обитания).
Ход работы
- Рассмотрите объекты (форма тела, окраска, видоизменение органов) и изучите информацию о них, определите среду их обитания.
- Определите наличие морфологических адаптаций, связанных с условиями жизни.
- Результаты исследования оформите в виде таблицы:
- Определите, будут ли иметь адаптивное значение выявленные особенности строения объектов, если организмы поместить в новые, отличающиеся от прежних условия.
- Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.