Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 100, с. 61
100. Прочитайте. Какие из данных значимых частей слов могут быть корнем? приставкой? суффиксом?
приставка корень суффикс
- Вспомните, что надо знать о правописании приставок и суффиксов.
Они всегда пишутся одинаково. Их надо запомнить.
- Подберите и запишите слова с какими-либо из данных значимых частей.
про/читал, под/бежать, при/ехать;
мал/енький, снеж/ок, слон/ёнок;
дожд/лив/ый, зай/чик, береж/ок.
90. Прочитайте. Что обозначает выделенное словосочетание?
1. Спишите это стихотворение. Пишите аккуратно, но не спешите. 2. Железо раскалилось докрасна. Полено быстро раскололось надвое. 3. Дверь начала скрипеть. Бочку надо скрепить железным2 обручем. 4. Отворите шире ворота. Отварите картофель в мундире. 5. Кот медленно слезал с осины. Котёнок слизал всю сметану.
- Объясните написание слов с пропущенными орфограммами. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы.
Картофель в мундире — картофель, подвергшийся для своего приготовления термической обработке целиком, без очистки от кожуры.
1. Спишите (списывать) это стихотворение (стих). Пишите (пишет) аккуратно, но не спешите (спешка). 2. Железо раскалилось (раскаливать) докрасна. Полено быстро раскололось (колет) надвое. 3. Дверь начала скрипеть (скрип). Бочку надо скрепить (скрепим) железным2 обручем. 4. Отворите шире ворота. Отварите (варка) картофель в мундире. 5. Кот медленно слезал (слезть) с осины. Котёнок слизал (лижет) всю сметану.
желез/н/ым2 о(-ым – окончание, железн- – основа слова, желез- – корень слова, -н- – суффикс)
80. Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе слов являются однокоренными. Объясните почему.
1. Сырник, сырой, сыр, сырость, сыроватый2.
2. Липа, липкий, липучий, липовый2, липнуть.
3. Рис, рисунок, рисовать, рисовый, нарисовать.
Однокоренные слова не просто должны иметь общую часть, но должны иметь общий корень и должны быть близки по смыслу.
- Запишите однокоренные слова группами. Выделите в них корень.
1. Сыр/ник, сыр/;
сыр/ой, сыр/ость, сыр/оватый.
2. Лип/а, лип/овый;
лип/кий, лип/учий, лип/нуть.
3. Рис/, рис/овый;
рис/унок, рис/овать, на/рис/овать.
сыр/оват/ый2 (-ый – окончание, сыроват- – основа слова, сыр- – корень, -оват- – суффикс)
лип/ов/ый2 (-ый – окончание, липов- – основа слова, лип- – корень, -ов- – суффикс)
81. Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары однокоренные. Спишите.
Горизонт/ — горизонт/альный, журнал/ — журнал/ист, октябрь/ — октябрь/ский2, рис/овать — на/рис/овать, костюм/ — костюм/чик, город/ — при/город, звон/ить — пере/звон/ить, свист/еть — за/свист/еть, звезд/а — без/звёзд/ный2, осин/а — под/осин/овик.
- Обсудите, при помощи какой значимой части (или частей) слова образовалось каждое из выделенных слов.
Горизонтальный образовалось от слова горизонт с помощью суффикса -альн-, журналист — от слова журнал с помощью суффикса -ист-, октябрьский — от слова октябрь с помощью суффикса -ск-, нарисовать — от слова рисовать с помощью приставки на-, костюмчик — от слова костюм с помощью суффикса -чик-, пригород — от слова город с помощью приставки при-, перезвонить — от слова звонить с помощью приставки пере-, засвистеть — от слова свистеть с помощью приставки за-, беззвёздный — от слова звезда с помощью приставки без- и суффикса -н-, подосиновик — от слова осина с помощью приставки под- и суффикса -овик-.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы. Подготовьтесь объяснить, в какой части слова вы подчеркнули каждую орфограмму.
октябрь/ск/ий2 (-ий – окончание, октябрьск- – основа слова, октябрь- – корень, -ск- – суффикс)
без/звёзд/н/ый2 (-ый – окончание, беззвёздн- – основа слова, звёзд- – корень, без – приставка, -н- – суффикс)
82. Прочитайте.
Дождик льёт — кругом вода.
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
Задрожал водопровод.
Протекает небосвод —
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
Л. Яхнин
- Обсудите, все ли слова с частью -вод- являются однокоренными.
В упражнении даны слова, образованные от слова вода и слова вести (водить); -вод- в словах завод, провода, небосвод является частью корня.
- Выполните одно из заданий:
а) выпишите сложные слова, выделите в них корни и подчеркните соединительную букву о. Объясните значение этих слов;
б)выпишите слова, однокоренные слову вода. Выделите в них корень.
а) вод/о/провод, неб/о/свод, вод/о/ворот, хор/о/вод.
б) вод/а, вод/опровод, вод/оворот.
83. Прочитайте. Где пропущены запятые?
Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих потемневших водах речных заливов.
Е. Носов
- Спишите, вставляя пропущенные запятые. Проверьте себя.
- Какие слова употреблены в тексте в переносном значении?
Осень ходит, осень развешивает, хрустальные паутины, убирает в золото
- Подчеркните главные члены предложения. Выделите в словах первого предложения окончания.
Ход/ит по лес/у осень, развешива/ет по куст/ам и трав/ам хрустальн/ые сет/и паутин/ы, убира/ет в золот/о осинк/и и берёзк/и.
хрусталь/н/ые2 (-ые – окончание, хрустальн- – основа слова, хрусталь- – корень, -н- – суффикс)
84. Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы из каждой пары слов составить словосочетание?
Яркий, солнце; дальний, поле; ненастный, погода; поздний, осень; серый, мышь; следы, заяц; лёгкий, облака; поля, пшеница; тетрадь, ученик.
- Запишите составленные словосочетания. Выделите в словах окончания.
Нужно составить словосочетания из пар слов путём изменения формы имён прилагательных или имён существительных.
х х х
Ярк/ое солнц/е; дальн/ее пол/е; ненастн/ая погод/а;
х х х
поздн/яя осень; сер/ая мышь; след/ы зайц/а;
х х х
лёгк/ие облак/а; пол/я пшениц/ы; тетрадь ученик/а.
- Укажите знаком х главное слово в каждом словосочетании.
85. Прочитайте. «Соберите» из слов две скороговорки.
Перепел, Тимошка, перепёлку, и, перепелят, Трошке, крошит, в, перелеске, прятал, в, окрошку, от, ребят, крошки.
- Запишите скороговорки. Прочитайте их. Выучите наизусть.
Перепел/ перепёл/ку и перепел/ят в перелеске прятал от ребят.
Тимошка Трошке крош/ит в о/крош/ку крош/ки.
- В однокоренных словах выделите корень.
86. Прочитайте слова первой группы. В каких из них выделенная часть является приставкой? Запишите эти слова, обозначьте приставки.
1. Сосна, согреть, совесть.
Поездка, поехали, победа.
Награда, наушники, налим.
2. Чеснок, цветок.
Майка, лапка.
Садик, веник.
- Прочитайте слова второй группы. В каких из них выделенная часть является суффиксом? Запишите эти слова, обозначьте суффиксы.
1) Выделенная часть слова является приставкой:
согреть, поездка, поехали, наушники.
2) Выделенная часть слова является суффиксом:
цветок, лапка, садик.
- Докажите, что вы правильно выполнили задания.
В словах награда, сосна, совесть, победа, чеснок, веник, майка выделенные части входят в состав корня.
87. Прочитайте.
Заботливая мама
На полянку вышла пёстрая курочка-тетёрка с целым выводком тетеревят. Тетеревята были рябенькие и пушистые. Они разбежались по поляне. Тетёрка нашла муравьиную кучу, разрыла её лапами и заквохтала. Сбежались тетеревята и стали клевать вкусные муравьиные яйца. Тетёрка стояла в сторонке — поглядывала, не летит ли ястреб, не крадётся ли лисица.
Г. Скребицкий
- Определите тему текста. Придумайте к нему заголовок.
Тетёрка и её тетеревята.
- Сколько частей можно выделить в тексте? Определите тему каждой части.
1. Тетёрка с птенцами вышла на прогулку.
2. Тетеревята разбежались по поляне.
3. Мама следит за птенцами.
- Запишите текст по частям, вставляя в слова пропущенные буквы. Перед текстом запишите заголовок.
Заботливая мама
На полянку вы/шла пёстрая курочка-тетёрка с целым выводком тетеревят.
Тетеревята были рябенькие и пушистые. Они раз/бежались по поляне.
Тетёрка нашла муравьиную кучу, раз/рыла её лапами и за/квохтала. С/бежались тетеревята и стали клевать вкусные муравьиные яйца. Тетёрка стояла в сторонке — по/глядывала, не летит ли ястреб, не крадётся ли лисица.
- Выделите в глаголах приставки.
- Найдите в тексте по два слова, которые соответствуют данным схемам:
курочка пёстрая
тетёрка поляна
88. Подберите слова, которые соответствуют данным схемам:
- Запишите слова и выделите в них значимые части. Укажите, какой частью речи является каждое слово.
под/снеж/ник/и карандаш/ик/и
до/школь/н/ый груст/н/ый
за/бер/у бел/ый
от/нес/у вод/а
← Предыдущее | Следующее → |
Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.
1 Comment
Аполррлрр
Октябрь 9, 2020 г. в 08:31Спасибо огромное мой ребенок не мог это сделать