Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 158, с. 76
158. А. Чехов включает в письмо девятилетнего Ваньки Жукова, отданного в учение сапожнику Аляхину, ряд грубых, просторечных слов (то есть таких слов, которые находятся за пределами литературного языка)? Найдите их во фрагментах письма Ваньки. О чём говорят нам эти слова в письме?
...А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.
- Сделайте вывод об употреблении эмоционально окрашенных слов в художественной литературе. Можно ли безоговорочно во всех случаях жизни оправдывать их употребление?
В письме Ваньки Жукова легко выделить и распределить по группам слова и обороты речи, не соответствующие нормам литературного языка.
• слова, произношение которых искажено: ихнего (их), волосья (волосы), ейной (её);
• слова, употребляемые в просторечии: вчерась, выволочка (наказание);
• бытовая, грубая лексика (вульгаризмы): харя, морда;
Просторечия, используемые автором в тексте, позволяют нам составить представление о таких качествах героя, о таких сторонах его жизни, о которых прямо не сказано в его письме. Несомненно, не сложно заключить, что мальчик живет среди людей с низкой культурой, что хотя он выучился читать и писать, знает он мало, а то, что знает и чувствует, не умеет выразить (выражает грубо).
Читательское впечатление о тяжёлой жизни мальчика в городе, о грубости нравов хозяев и работников сапожной мастерской усиливается благодаря выбору лексики и построению его речи.
← Предыдущее | Следующее → |